Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Маркетинг и продажи

Как забота о собственном здоровье граждан Беларуси сказалась на розничных продажах?

14.04.2020

Люди боятся вируса и меняют структуру своих расходов. Как это отражается на ритейле?

Компания SATIO провела собственный опрос с целью выяснить, как белорусы реагируют на коронавирус.

Было опрошено 1002 человека: выборка репрезентативная, то есть пропорциональная населению Республики Беларусь в возрасте от 18 до 64 лет по полу, возрасту и региону.

Представленный отчёт отражает срез постоянно изменяющегося общественного мнения, основанный на информации, доступной на момент проведения исследования (26-27 марта 2020 года).

Материалы не содержат конкретных рекомендаций, призывов к действиям или данных в той полноте, которая была бы достаточной для принятия решений.


79.png


80.png


Основные выводы

Вирус заставляет людей переживать за своё здоровье

Почти 2/3 опрошенных ожидает, что ситуация с пандемией ухудшится в ближайшее время.

Женщины и люди с высшим образованием серьезнее остальных относятся к мерам предосторожности и ярче выступают за введение дополнительных мер.

Главное опасение — потенциальный коллапс системы здравоохранения, которая может не справиться с количеством заболевших.

А также за своё финансовое благополучие.

Практически каждый второй житель страны уже ощутил на себе снижение доходов, из них 79% ожидают дальнейшего их падения.


ТЕ, КТО УЖЕ ПОТЕРЯЛ В ДОХОДАХ, ОЖИДАЮТ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО СНИЖЕНИЯ, ОСТРЕЕ ПРОЧИХ ОЩУТИЛИ СОКРАЩЕНИЕ НАИМЕНЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫЕ: ЛЮДИ С НИЗКИМ ДОХОДОМ, СТУДЕНТЫ И ЗАНЯТЫЕ НЕПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ


По ощущениям людей, доходы снизились примерно на 1/3, хуже всего оценивают своё состояние наименее обеспеченные.

Также люди боятся падения зарплат, дефицита продуктов и товаров первой необходимости.


Нестабильная ситуация побуждает людей действовать

Сокращать расходы практически на все, кроме жизненно необходимых, категории товаров и услуг, в первую очередь на развлечения и необязательные покупки.

Принимать профилактические меры: 2/3 респондентов стали чаще мыть руки, 48% прекратили посещение общественных мероприятий и начали регулярно пользоваться антисептиком.

Пожилые люди ограничивают себя больше, чем молодые: значительно реже выходят на улицу без причины, ходят в магазины, ездят на общественном транспорте.

Белорусы уже начали отказываться от привычного образа жизни и предпринимать ограничительные меры самостоятельно. Тем не менее, люди хотят ещё более жёстких изоляционных мер, чем те, что установлены сейчас: в первую очередь, это запрет общественных мероприятий и введение карантина в учебных учреждениях.


Предположительное изменение расходов на основные категории товаров и услуг


81.png


Комментарий Филиппа Биканова (руководителя исследовательских проектов SATIO) и Валентина Соколовского (менеджера по развитию бизнеса компании SATIO)

Белорусы никогда не были сильно оптимистичны, а сейчас и подавно все думают, что ситуация будет ухудшаться. Люди боятся вируса, начинают соблюдать меры предосторожности, ожидают более жёстких мер и планируют коренную перестройку структуры своих расходов. Де-факто, общество сейчас готово переключить тумблер из режима «нормально, но тревожно» в режим «кризис в разгаре».

Текущий кризис перед многими сферами зажигает в небе надпись «адаптируйся или умри», и розница здесь не исключение. Моментальный рост выручки на товары длительного спроса приведёт к уменьшению выручки, стремление минимизировать частоту походов в магазин — к уменьшению продаж свежих товаров. Несладко придётся и нон-фуд рознице: мы прогнозируем падение спроса на мебель, бытовую технику, косметику, одежду и обувь и другие непродовольственные категории.

Как и во время любого психологически сложного периода, для покупателя становится важным чувство комфорта и безопасности. Для сети, в свою очередь, эти усилия важны не только из соображений безопасности и имиджа, это возможность перетянуть траты покупатели из HoReCa.

В то же время мы видим категории, в которых спрос перераспределится или даже вырастет — продукты питания, медицинские товары. Отдельное внимание стоит уделить готовой еде — здесь достаточно много покупателей декларируют готовность экономить и отказываться от этой категории, но при этом существенная доля покупателей готова заказывать даже больше готовой еды.

Помимо очевидного тренда на рост онлайна, мы можем проследить изменение сценариев покупки: так, люди будут стремиться реже ходить в магазины и закупиться на 2-3 недели.

В такой ситуации возрастает роль удержания потребителя, построение системы честной и последовательной коммуникации с покупателем. Здесь речь не только о социальной ответственности, но и об изменении работы торгового зала: безопасное взаимодействие покупателя и персонала, санитайзеры, контроль за расстоянием между людьми в очереди.

Компания SATIO провели исследование по отношению покупателей к розничным сетям в Минске, и мы ещё до кризиса видели востребованность новых для Беларуси технологий: бесконтактных касс, продуктоматов. Отдельно стоят онлайн-магазины — покупатели всё больше готовы уходить в онлайн, но хотят альтернативы существующим игрокам. Самое интересное, что от нового онлайн-магазина покупатели не ждут «вау-эффекта» — одним из ключевых пожеланий было «Пусть просто хорошо делают свою работу».


Источник