Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Управление и финансы

Парк ненулевых налогов: оценка вклада ПВТ в бюджет Беларуси

03.12.2019

В условиях сокращения доходов бюджета от торговли нефтепродуктами регулярно возникает вопрос о правомерности и эффективности специальных налоговых режимов, которые предоставляют значительные налоговые льготы тем или иным категориям плательщиков. Один из таких налоговых режимов создан в Парке высоких технологий (ПВТ). Регистрация в качестве резидента ПВТ позволит получить существенные налоговые льготы. И хотя налоговый режим ПВТ сопоставим с налоговым режимом, например, Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (а индивидуальные инвестиционные соглашения и вовсе могут содержать беспрецедентные льготы), именно он порождает постоянные спекуляции на тему «офшора» внутри страны, существование которого приносит ущерб государственному бюджету, измеряемый сотнями миллионов рублей. Однако анализ официальных статистических данных о структуре издержек и налоговых платежей IT-сектора, сводных данных о деятельности компаний – резидентов ПВТ, а также результатов опроса работников компаний – резидентов ПВТ показывает, что подобные мнения не соотносятся с реальным положением дел. Согласно нашим оценкам суммарные налоговые платежи компаний – резидентов ПВТ и их сотрудников (без учета мультипликативных эффектов от создания рабочих мест в других секторах экономики) в 2018 году составили 567,4 млн руб. (почти 280 млн долл.), что эквивалентно 17,72% от их выручки. Их прирост по сравнению с 2017 годом в долларовом эквиваленте составил 52,6%. В расчете на одного работника суммарные налоговые платежи компаний – резидентов ПВТ и их сотрудников составили 14 513,5 руб. (или 7114 долл.) в год. Налоговые выплаты работника (подоходный налог, а также НДС и акцизы, уплачиваемые с потребления) превышают налоговые выплаты «среднего» работника в экономике в 4.74 раза. 

Наличие понятного и прозрачного правового и налогового режима, установленного для ПВТ Декретом Президента Республики Беларусь № 8 в конце 2017 года, значительно улучшило имидж Беларуси, в т.ч. инвестиционный – вместо «последней диктатуры Европы» она стала упоминаться в мировых СМИ как «страна, совершившая законодательную революцию в IT-секторе и первой в Восточной Европе узаконившая все, что связано с технологией блокчейн» и претендующая на звание «Силиконовой долины Восточной Европы». Такие изменения благоприятно сказываются на притоке инвестиций в IT-сектор, о чем говорит динамика числа резидентов ПВТ. Кроме того, нельзя забывать о том, что юрисдикция ПВТ конкурирует за инвесторов и работников с юрисдикциями соседних стран, прежде всего России и Украины, и других стран мира. 

Налоговый и правовой режим ПВТ способствует созданию новых рабочих мест и росту IT-компаний, а также выходу многих из них из «серой зоны». Поскольку практически весь объем производства IT-сектора составляет экспорт, большая часть выручки могла быть получена за границей, что позволяло сектору существовать в «серой зоне». Издержками такого положения были низкие инвестиции в рост (если в 2017 г. резидентами ПВТ было создано 5160 рабочих мест, то в 2018 г., после принятия Декрета № 8, – 10 651 рабочее место), вывоз наиболее ценных сотрудников и средняя зарплата в секторе ниже потенциально возможной.

После принятия Декрета № 8 число компаний – резидентов ПВТ возросло с 192 по состоянию на конец 2017 года до 454 в конце 2018 года ( по состоянию на 4 апреля 2019 г. число резидентов ПВТ достигло 505), а число сотрудников за этот же период возросло с 31 000 до почти 46 000 человек. В 2018 году резидентами ПВТ было создано 14,5% от всех новых рабочих мест в стране. С декабря 2006 г. по декабрь 2018 г. численность работников ПВТ увеличилась более чем на 43 000 человек при сокращении занятых в экономике страны на 188 000 человек. Уровень оплаты труда программистов Парка сопоставим с уровнем оплаты труда программистов в европейских столицах, что позволило остановить отток из страны высококвалифицированной рабочей силы. Наконец, экспорт IT-услуг в 2018 году превысил 21,2% экспорта услуг и 4,4% экспорта товаров и услуг, в то время как в 2005 году, накануне появления первых резидентов Парка, он составлял 5% и 0,67% соответственно, а в 2017 году – 18,6% и 4% соответственно. 

IT – это сектор с самой высокой добавленной стоимостью на единицу выпуска – более 90%. Негативный эффект для бюджета от льгот по уплате налогов с промежуточного потребления минимален, поскольку доля промежуточного потребления в общем объеме производства IT-сектора не превышает 10%, в то время как в секторе «информация и связь» она составляет 27%, а по экономике в целом – 55%. Кроме того, по данным таблиц «затраты-выпуск», доля чистых налогов на производство в добавленной стоимости IT-сектора несколько выше среднего уровня по экономике, в то время как в таких секторах, как сельское хозяйство и здравоохранение, они отрицательные (субсидии превышают налоговые поступления), а еще в 10 секторах из 20 анализируемых доля чистых налогов на производство в добавленной стоимости ниже средней по экономике. 

Более 2/3 добавленной стоимости IT-сектора составляют расходы на оплату труда и отчисления с фонда заработной платы – это самый высокий показатель среди секторов экономики. Поэтому основные налоговые поступления IT-сектора связаны с прямыми налогами, которые выплачиваются с фонда оплаты труда, и косвенными налогами, которые платят его работники. «Средний» работник компаний – резидентов ПВТ в 2017 году (на момент подготовки исследования были доступны данные Выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни за 2017 г., поэтому сопоставляются данные за этот, а не за 2018 г.) платил в 4,62 раза больше подоходного налога, в 4,8 раза больше НДС и в 5,49 раза больше акцизов, чем «средний» работник в экономике, в то время как средняя заработная плата в компаниях ПВТ превышала среднюю заработную плату по стране в 4,95 раза. Несмотря на льготы, эффективная ставка подоходного налога для сотрудников компаний ПВТ всего на 1 процентный пункт ниже, чем эффективная ставка для «среднего» работника в экономике. Эффективная ставка взносов в ФСЗН хотя и значимо ниже, но по отношению к средней зарплате «средний» работник ПВТ платил больше, чем «средний» работник в экономике, а в абсолютном выражении выплаты сотрудников компаний – резидентов ПВТ превышали выплаты «среднего» работника в экономике в 1,25 раза. В результате в 2017 году сотрудники компаний ПВТ, составлявшие 0,65% от общего числа занятых в экономике, обеспечили 0,65% доходов бюджета от акцизов, 0,85% поступлений в ФСЗН, 1,2% поступлений от НДС и 3% поступлений от подоходного налога. 

Рост выручки компаний – резидентов ПВТ будет способствовать как минимум пропорциональному увеличению поступлений прямых и косвенных налогов в бюджет. Положительный эффект от принятия Декрета № 8 проявился в существенном – на 10,5% в реальном выражении – увеличении в 2018 году налоговых платежей в расчете на одного работника, а также увеличении доли рассмотренных платежей в выручке на 1,5 процентного пункта по сравнению с 2017 годом. Для полноты картины следовало бы еще учесть, что благодаря специальному налоговому и правовому режиму в стране появились чрезвычайно быстро растущий кластер экономики и «верхушка» среднего класса с высоким уровнем потребления, способствующие созданию рабочих мест в других секторах экономики (от бытовых услуг и общественного питания до строительства, образования, медицины, деловых и финансовых услуг и др.). Соответственно, фискальный эффект от этого специального режима выходит за рамки прямой связи между выручкой IT-компаний и величиной поступлений от прямых и косвенных налогов IT-компаний и их сотрудников. 

Влияние специального налогового режима для резидентов ПВТ на «выпадающие» доходы бюджета нельзя оценивать, сравнивая поступления от прямых налогов с теми, которые были бы при налогообложении той же налоговой базы по обычным ставкам, поскольку в таком случае многие белорусские IT-компании сменили бы налоговую юрисдикцию или вернулись в «серую зону», а часть сотрудников с семьями уехали бы из страны. Вместо дополнительных налогов бюджет получил бы существенное снижение налоговой базы и падение налоговых поступлений – чтобы оценить глубину падения, в качестве среднесрочного ориентира подошел бы уровень налоговых поступлений от IT-сектора до создания ПВТ. Даже если попытки изменения условий функционирования ПВТ (повышение ставок налогов) будут иметь небольшой краткосрочный эффект в виде увеличения налоговых поступлений, он, однако, очень быстро станет отрицательным и будет сопровождаться такими негативными последствиями для страны, как репутационные издержки и отток наиболее квалифицированных кадров. 


По материалам

Глеб Шиманович

Александр Чубрик