Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Экономика, труд, бухучет

Китайский опыт внедрения инновационного форсайта

31.12.2018

В Китае с 2015 года реализуется Программа «Сделано в Китае – 2025». Это всеобъемлющий правительственный план, призванный «омолодить и укрепить высокотехнологичных производителей страны». Многие китайские компании, работающие в производственных областях, по-прежнему зависят от иностранных комплектующих.  Кроме того, в мире сохраняется негативное  восприятие китайской продукции.

Правительство Китая  намерено довести страну до уровня  мирового лидера в разработке и производстве инновационных продуктов и технологий. Стратегия Программы предусматривает достижение полной технологической независимости  от производства чипов до выпуска беспилотных автомобилей. Китай из «мировой фабрики» превратится в глобальный генератор NBIC-технологий в ключевых секторах экономики: при производстве авиационно-космического оборудования, техники для освоения морских глубин,  альтернативной энергетике, высокоскоростном рельсовом транспорте, изделиях медицинского оборудования и протезирования, робототехнике, автомобилестроении, сельскохозяйственном оборудовании.

Для реализации платформы Программы созданы показательные зоны государственного уровня в городах и городских кластерах в восточных, центральных и западных районах страны.

Международное сотрудничество становится одним из приоритетных направлений деятельности показательных зон. Для привлечения инновационных зарубежных технологий и оборудования на зоны  распространяются расширенные налоговые льготы, китайским и иностранным инвесторам предоставлены равные права. Упрощается выделение земельных участков. Пустующие здания и избыточная коммерческая недвижимость превращается  в инкубационные центры для предпринимательства.

Получат поддержку талантливые выпускники вузов, зарекомендовавшие себя инновационными решениями при  обучении. Им сразу предоставляется арендное жилье. В период испытательного срока назначается зарплата в полтора раза выше средней по региону, затем  зарплата повышается по результатам работы. Специалистам, испытывающим трудности в поиске работы, предоставляются субсидии на период адаптации.

Программа  «Сделано в Китае – 2025» подтверждает  свою эффективность. С момента запуска первых 109 пилотных проектов в области интеллектуального производства производительность труда   выросла на 38%, эксплуатационные расходы снизились на 21%, энергозатраты сократились на 9,5%. Китай вышел на технический уровень ведущих мировых производителей   в производстве станков и сборочных линий с числовым программным управлением. Осуществлен успешный запуск тяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-5» и первого в мире квантового спутника. Произведен первый в мире легкий квантовый компьютер. Разработан батискаф «Хайдоу», Китай стал третьей в мире страной, способной проводить исследования на глубинах до 10 тыс. метров. Примером замещения экспорта является производственная линия высокопрочного и высокомодульного углеродного волокна M40J, ранее привозимого из США. Сдан в коммерческую эксплуатацию региональный пассажирский самолет ARJ-21;  готовится к эксплуатации крупнейший в мире самолет-амфибия AG-600; проведены летные испытания среднемагистрального лайнера С-919.

Для реализации Программы в Китае  созданы два фонда. Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности получил 20 млрд юаней (2,9 млрд долл.).  Национальный интегральный фонд получил 139 млрд юаней (20,1 млрд долл.). До 2025 года Китай инвестирует в программу в общей сложности до 300 млрд долл.

В развитых странах Программа Китая вызывает тревогу. Промышленные гиганты опасаются, что Пекин готовится к  экономическому завоеванию мира, поскольку Китай вытесняет зарубежных конкурентов со своего и глобального рынка, создавая преференции для собственных  корпораций. Иностранные компании, скорее всего, потерпят поражение, поскольку правительства других стран не готовы к большим тратам на поддержку своего высокотехнологичного бизнеса. Китайские власти на примере лайнера С-919 уверяют, что опасаться нечего – равные права  предоставлены китайским компаниям и предприятиям с иностранным капиталом. Двигатели и часть бортового оборудования лайнера С-919 произведены европейскими и американскими предприятиями. В числе поставщиков американская компания General Electric и компания Honeywell.

В  Беларуси нельзя использовать китайский подход инновационного преобразования  в чистом виде. В стране есть инфраструктура и возможность подготовить кадры, но наблюдается хронический дефицит финансовых ресурсов. Использование китайского опыта возможно в рамках Союзного государства. Это эффективно для России, поскольку там  инфраструктуру необходимо отстраивать на слишком большой территории.