С 17 декабря 2018 г. субъект, осуществляющий розничную торговлю в торговых объектах (далее – субъект торговли), должен применять единый уровень торговой надбавки (далее, если не указано иное, – единая торговая надбавка) при реализации на территории Республики Беларусь алкогольных напитков крепостью свыше 28 процентов∗, в разрезе наименований классификационных группировок согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь» с учетом детализации девяти цифровых десятичных знаков (далее – алкогольные напитки).
- Единая торговая надбавка устанавливается субъектом торговли самостоятельно, утверждается локальным документом организации (приказ, распоряжение и т.п.), применяется на алкогольные напитки, произведенные на территории Республики Беларусь субъектами хозяйствования всех форм собственности, и импортные алкогольные напитки. При этом независимо от страны производства, вида потребительской тары (упаковки), в которой реализуются алкогольные напитки (стеклянная бутылка, сувенирная упаковка и др.), ее объема, условий франкировки торговая надбавка должна быть единой, если алкогольные напитки относятся к одной классификационной группировке.
- Субъект торговли, осуществляющий торговлю в нескольких торговых объектах, вправе устанавливать единые торговые надбавки на алкогольные напитки в отношении отдельно взятого торгового объекта, т.е. в разных торговых объектах уровень единых торговых надбавок может отличаться.
- Розничные цены на алкогольные напитки, находящиеся в торговом объекте на 17 декабря 2018 г., подлежат приведению в соответствие с постановлением № 80 в части применения единого уровня торговой надбавки.
- Субъект торговли при необходимости вправе изменить уровень ранее установленной торговой надбавки. При этом розничные цены на остатки алкогольных напитков в торговом объекте подлежат приведению в соответствие с установленным размером торговой надбавки по всему ассортименту товара, относящегося к данной классификационной группировке. Периодичность изменения единой торговой надбавки определяется субъектом торговли самостоятельно.
- Для целей постановления № 80 используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее – Инструкция № 111).
- В частности, торговая надбавка – надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении розничной торговли.
- Постановление № 80 не распространяется на субъектов, осуществляющих общественное питание, оптовую торговлю, а также производителей, импортеров, за исключением реализации ими алкогольных напитков при осуществлении розничной торговли. Вместе с тем установление цен на алкогольные напитки на всех этапах реализации от производителя (импортера) до субъекта торговли, в том числе с учетом предоставления скидок (оптовых скидок), производится в соответствии с Инструкцией № 111.
- Несоблюдение единой торговой надбавки (в т.ч. за счет предоставления скидок) на отдельные виды алкогольных напитков, установленной для данной классификационной группировки, не допускается.
- Розничные цены на алкогольные напитки округляются до двух десятичных знаков после запятой (до 1 копейки) согласно арифметическим правилам. В дробной части: второй десятичный знак после запятой увеличивается на 1, если третий десятичный знак после запятой составляет 5 и более; второй десятичный знак после запятой не изменяется, если третий десятичный знак после запятой составляет менее 5. Осуществление округлений по иным правилам, в том числе до «красивой цены» и т.п., не допускается.
- В целях соблюдения ограничений, установленных постановлением № 80, производителям, импортерам, субъектам, осуществляющим оптовую торговлю, рекомендуется обеспечить указание в товарно-транспортных накладных и товарных накладных информации о формировании цены на алкогольные напитки (отпускная цена, оптовая надбавка (скидка), др.). Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей.