Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Экономика, труд, бухучет

Подготовка специалистов для реализации NBIC-технологии

02.01.2019

Развитие NBIC-технологии к 2018 году прошло три фазы. Первой фазой конвергенции стало производство с помощью нанотехнологий новых продуктов с вовлечением знаний из области биологии, химии,  физики, математики, материаловедения. На этой стадии возникали междисциплинарные и межотраслевые связи. На второй фазе конвергенции произошло взаимопроникновение NBIC-технологий, начал проявляться эффект синергизма. Третья  фаза конвергенции – подключение к NBIC-технологиям социальной составляющей, где человек – цель всех инноваций. Примерами положительных результатов третьей фазы конвергенции являются: формирование универсальных баз данных, развитие когнитивных и коммуникационных связей, компьютерные «облака», система «человек-машина» (робот), киберфизическая система, безлюдная техника и транспорт, телемедицина,  «умная» техника (авто, дома, одежда и др.), появление новых дисциплин (синтетическая биология, квантовые коммуникации, нанофотоника, нанофлюидика), биомедицина, медицинская физика и инженерия.

Настораживает, что в  странах «Большой восьмерки» на  третьей фазе конвергенции наметился разрыв между высокой (экспоненциальной) скоростью  роста инноваций и относительно низким (линейным) ростом экономики. Происходит недоиспользование потенциала управления  сложным процессом конвергенции технологий. Этот процесс должен приносить более ощутимые результаты за счет инновационной подготовки специалистов и, соответственно, роста человеческого капитала.

Выявим сущность человеческого капитала. К. Маркс определил  капитал как «самовозрастающую стоимость». В начале ХХ столетия сформировалось устойчивое понимание, что человек, используя свои предпринимательские,  производственные и трудовые способности, также создает добавленную стоимость. В этом проявляется сходство человеческого и материального капитала. Котировка акций компаний на бирже позволила оценивать величину человеческого капитала топ-менеджеров. Стив  Джобс – «отец цифровой революции» – поднял корпорации  Apple на первую строку самых дорогих публичных компаний в мире. Рынок оценил его человеческий   капитал на 20 млрд долл. Ровно на эту величину упала стоимость акций  корпорации, когда в 2011 году стало известно, что  Джобс умирает от рака поджелудочной железы. Признавая, что человеческий капитал является специфическим видом капитала, поскольку его носителем являются люди, ему дано  следующее определение.

Человеческий капитал – это предпринимательские,  производственные, трудовые способности и знания людей, используемые  в различных сферах деятельности для производства товаров и услуг, создающие дополнительную  добавленную стоимость, сверх нормальной, создаваемой материальным капиталом.

Первый теоретик создания молекулярных нанороботов, Эрик Дрекслер, определил основное требование к  специалистам – создателям и пользователям NBIC-технологии как носителям человеческого капитала: «Следует и должно стать мастером в одной области и знать многое о других».

Качественные изменения в  развитии цивилизации XXI века требуют одновременно решения вопросов подготовки специалистов двух типов:  

- лидеров, творцов с энциклопедическим образованием, мульти- и междисциплинарными знаниями, способных обосновать концепции мегапроектов и возглавить их реализацию. Успешные менеджеры с гуманитарным образованием не помогут;

-  работников широкого профиля  по учебным планам междисциплинарного принципа, способных работать  самостоятельно и в команде (творческих коллективах) при решении широкого круга задач межотраслевых и междисциплинарных проектов. Междисциплинарность в образовании  способствует формированию новых пограничных знаний инновационных процессов продуктов.

Обе группы специалистов должны владеть унифицированным языком (понятия, термины)  NBIC-технологий, который будет интегратором процесса конвергенции, а также владеть прогнозом  их развития.