Инновация – это новый или значительно улучшенный процесс или продукт, созданный с использованием современных знаний, имеющий новые или улучшенные качественные характеристики и поэтому имеющий повышенную добавленную (потребительскую) стоимость.
Приведенное в понятие требование значительно «улучшенный процесс или продукт» отметает изменения, обусловленные снижением качественных характеристик новшества, свойство «использование современных знаний» позволяет выделить инновации среди множества нововведений. Требование «новые и улучшенные качественные характеристики» определяет появление конкурентного преимущества по факторам успеха. Свойство «повышенная добавленная (потребительская) стоимость» свидетельствует о социально-экономической Парето-эффективности инноваций, поскольку в этом случае обеспечивается рост составляющих добавленной стоимости – зарплаты и прибыли.
Социально-экономические характеристики инноваций актуальны для Беларуси, поскольку ряд крупных предприятий убыточны или имеют низкую рентабельность, а размер средней зарплаты существенно отстает от зарплаты в развитых странах. Среднемесячная зарплата после уплаты налогов в 2017 году для ряда стран приведена в долларах и в скобках указан рейтинг страны из 157 стран мира: Швейцария 3865 (1), США 3120 (6), Германия 2958 (8), Япония 2865 (11), Китай 746 (56), Россия 615 (69), Беларусь 375 (106).
Источники конкурентного преимущества и эффективности инноваций высвечиваются при их разделении на продуктовые и процессные. Эффективность процессной инновации проявляется в сфере производства. Инновационные технологии позволяют снижать затраты на материалы, энергию, рабочую силу, обеспечивая рост прибыли предприятия и возможность снижать цену продукта или услуги и тем самым создавать конкурентное преимущество. Отметим, выход на новый рынок является специфической процессной инновацией, поскольку он требует не только современных знаний о нуждах, потребностях, предпочтениях и возможностях покупателей, но и специфическую, привязанную к конкретному рынку, новую организацию продаж. Кроме того выход на новый рынок обеспечивает дополнительную прибыль от эффекта масштаба продаж. Цена на продукты и услуги может быть снижена. Однако при снижении нормы прибыли на единицу продукции масса прибыли возрастает. В обыденной жизни это известное рыночное явление – оптом дешевле. Конкурентоспособность и эффективность инновационного продукта проявляются в сфере обмена. Инновационный продукт становится конкурентоспособным, поскольку имеет повышенную потребительскую стоимость – привлекателен для покупателя по своим качественным параметрам и продается дороже. Для удержания рыночной ниши цена инновационного продукта должна покрывать затраты на его производство и обеспечивать дополнительную прибыль производителю. Продуктово-процессная инновация расширяет возможности бизнеса в конкурентной борьбе и в дополнительной прибыли. Она создает синергетический эффект, интегрируя эффекты процессной и продуктовой инноваций.
Прогнозируемый прорыв Республики Беларуси к постиндустриальной экономике требует привлечения продуктово-процессных инноваций, соответствующих 6-му технологическому укладу 4-й научно-технической революции. Это инновации, основанные на NBIC-технологии.
NBIC-технология представляет конвергенцию (англ. convergence – схождение в одной точке) четырех технологий: N – Нанотехнологии, B – Биотехнологии, I – Информационные технологии, C – Когнитивные науки. Термин предложен в 2001 году учеными США Майклом Роко и Уильямом Бейнбриджем. Все вместе специалисты каждой составляющей NBIC-технологий, создавая продуктово-процессные инновации, творят будущее человечества:
• когнитивист – изучает умственные и чувственные функции человека и животных и формы их использования в технической сфере, а социолог – обращает успехи технологий на пользу человека и общества;
• информационщик – мониторит и контролирует технологические и социальные процессы, реализуя методы эффективной обработки, хранения, анализа и использования информации;
• биотехнолог – рассматривает использование живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач и создание живых организмов с необходимыми свойствами;
• нанотехнолог – создает венчурные производства с принципиально новыми методами, обеспечивающими экономию материальных ресурсов при уменьшении единичного объема вещества до нанометрового размера (одна миллиардная метра).