Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Судьба законопроекта о персональных данных

20.06.2019

Законопроект о персональных данных прошел первое чтение в Парламенте

Работой над проектом Закона «О персональных данных» Национальный центр законодательства и правовых исследований занимается с прошлого года. Сегодня директор НЦЗПИ Вадим Ипатов представил его депутатам Палаты представителей.

Предложенный на рассмотрение парламентариев законопроект направлен на обеспечение защиты прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных, определение общего понятия и категории персональных данных, принципов и условий работы с ними. Намечено устранить пробелы в правовом регулировании работы с персональными данными. Условия и порядок работы с ними должны быть унифицированы с требованиями международного права и зарубежного законодательства (в частности, Конвенцией о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных личного характера).

Также законопроект ставит целью определение порядка трансграничной передачи персональных данных, закрепление прав субъектов персональных данных и обязанностей госорганов, юридических и физических лиц в сфере работы с персональными данными. Еще одна цель – установление дополнительных гарантий от произвольного и бесконтрольного сбора, хранения, использования, иной обработки, распространения и предоставления персональных данных физических лиц.

«Принятие Закона «О персональных данных» позволит обеспечить надлежащий уровень защиты персональных данных в государстве и будет способствовать развитию бизнеса, торгово-экономических отношений Республики Беларусь с другими государствами», – сказал Вадим Ипатов, представляя законопроект.

Ранее он уже отмечал: основная идея нового закона – поиск разумного баланса между защитой персональных данных, развитием информационных технологий и необходимостью выполнению государственных функций.

Основные вопросы, которые предполагает урегулировать законопроект, включают определение основных терминов и сферы действия Закона. Речь идет о терминах: «персональные данные», «субъект персональных данных», «обработка персональных данных», «распространение персональных данных» и других. Так, персональные данные, по проекту, – это любая информация, относящаяся к идентифицируемому физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано на основании этой информации.

Из сферы действия будущего закона исключаются отдельные общественные отношения: личная или бытовая деятельность – может включать в себя переписку и сохранение адресов или активность в социальных сетях, главное, чтобы это не было связано с профессиональной или предпринимательской деятельностью, защита государственных секретов.

Законопроект должен урегулировать закрепление общих и других требований к сбору, обработке, распространению и предоставлению персональных данных, прав субъектов персональных данных, обязанностей операторов, в том числе по защите личной информации граждан.

Базовым условие совершения каких-либо действий с персональными данными будет являться получение свободного, конкретного и информированного согласия субъекта персональных данных на их обработку, уточнил директор НЦПЗИ. В тоже время в законопроекте определено, в каких случаях сбор, обработка, распространение и предоставление персональных данных могут совершаться без согласия гражданина. Например, в ходе административного или уголовного процесса.

В Законе планируется закрепить возможность получение согласия физического лица на определенные действия с его персональными данными не только письменно, но и в электронной форме.

Категории персональных данных и их правовой режим также должны быть определены в соответствии с законопроектом: какие из них могут быть общедоступными, а какие подлежат дополнительной защите (например, биометрия или сведения о судимости).

Также должен быть определен порядок создания уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных и его полномочия. Пока не известно, будет ли этим органом Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.  

«С точки зрения существующего правового регулирования и опыта других стран это должен быть независимый уполномоченный орган, – отметил Вадим Ипатов. – Независимость может быть обеспечена двумя способами: физическим, то есть орган не находится в структуре Правительства или других ветвей власти, или его полномочия прописаны таким способом, что это обеспечивает его независимость».

Предусмотрена в проекте и ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

Сложный и пока не до конца понятный населению законопроект вызвал вопросы у депутатов. В частности, заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга Политико выразила обеспокоенность тем, что перечень видов персональных данных открыт. А член Постоянной комиссии по экономической политике Анна Канопацкая – за свободу слова журналистов, блогеров и интернет-ресурсов, которые не являются СМИ.

«Я не вижу здесь проблемы, – ответил депутату Вадим Ипатов. – Этот проект – один из самых проработанных, он был вывешен на общественное обсуждение и каких-то таких вопросов не поступало. Если что-то ко второму чтению надо будет поправить, мы к этому готовы».

Законопроект представлялся для общественного обсуждения на Правовом форуме Беларуси с 4 июля по 11 августа 2018 года, и значительная часть поступивших замечаний и предложений была учтена разработчиками.

Вступление основных положений Закона в силу планируется через год после его официального опубликования в силу новизны комплексного правового регулирования общественных отношений в сфере защиты персональных данных.


Справка
Сейчас базовым нормативным правовым актом, который регулирует отношения между физическими лицами и субъектами хозяйствования, собирающими персональные данные, является Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Ранее сообщалось, что НЦЗПИ собирается провести в 2019 году аналитическую и научно-исследовательскую работу, направленную на его корректировку.

Кроме того, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2019 г. № 228 определены особенности внесения отдельных персональных данных и их актуализации в регистре населения. 

Анна Шилец, Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 

Источник