Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Бюджет на расходы персонала

12.09.2018
Бюджет расходов на персонал – это финансовый документ, в котором сбалансированы профессиональные потребности сотрудников и интересы компании.

Разрабатывая бюджет расходов на персонал, нужно учитывать следующие стадии:

  1. Определение статей расходов 
  2. Сбор информации от руководителей подразделений 
  3. Анализ полученной информации
  4. Планирование (краткосрочное или долгосрочное)
  5. Разработка бюджета
  6. Утверждение бюджета
  7. Исполнение бюджета и контроль
  8. Подготовка отчета об его исполнении и его анализ

Дабы определиться со статьями расходов и суммами, стоит в первую очередь обратить внимание, на какой стадии развития находится компания.


Как правило, таких стадий всего четыре:

  1. стартап, или становление компании на рынке;
  2. бурный рост и развитие;
  3. стабилизация;
  4. спад.

На последнем этапе компания либо уходит с рынка (ликвидация), либо начинается качественно новый период развития с той же последовательностью этапов развития. Если компания возродится, то смена стадий будет также сопровождаться новыми кризисами.


Для того чтобы возродиться, компания должна найти новый, инновационный и привлекательный, товар (услугу) для потенциального клиента и занять с ним достойное место на рынке.

В эпоху частых экономических кризисов продолжительность между этапами может составлять год-полтора, а иногда и меньше.


 Основные статьи в бюджете расходов на персонал можно подразделить на шесть категорий:

  1. фонд оплаты труда (ФОТ);
  2. социальные расходы на персонал;
  3. рекрутинг;
  4. обучение и развитие персонала;
  5. корпоративные мероприятия;
  6. прочие расходы.

В зависимости от системы бюджетирования, принятой в компании, и должностных функций, возложенных на HR-подразделение, такая статья, как ФОТ, может не включаться в бюджет расходов на персонал.  Она находится в ведении финансовой службы, в которую подаются данные руководителями структурных подразделений, и статью ФОТ закладывают в общий бюджет. В этом случае у HR-подразделения будет отражаться только ФОТ тех сотрудников, которые входят в состав данного подразделения.

 Если в компании ответственность за ФОТ возложена на HR-подразделение, то, прежде чем формировать бюджет расходов на персонал, стоит учитывать динамику роста заработной платы и непредвиденные расходы.

Алгоритм действий

  1. Сформировать штатное расписание на следующий год.
  2. На основании штатного расписания планируются численность, заработная плата, премиальные начисления сотрудников и прочие выплаты.
  3. Необходимо учесть количество и стоимость плановых вакансий, стоимость оборудования рабочих мест, предстоящие ротации кадров, карьерный рост, повышение окладов, связанные с этими изменениями.

Динамика роста фонда оплаты труда должна быть пропорциональна росту численности сотрудников.


Категория «Социальные расходы» и статьи расходов, которые в нее входят, рассчитываются на основании утвержденных документов и локальных нормативных актов, определяющих форму и размеры социального пакета, социальных выплат, материальной помощи и материальной мотивации. В этой статье учитываются подарки к различным праздникам и юбилеям, предусмотренные коллективным договором.


Категория «Рекрутинг». Сюда включаются расходы на найм и подбор персонала, рекламу в СМИ, услуги рекрутинговых агентств. При этом следует учитывать перспективы роста численности сотрудников. Например: если в вашей компании планируется открытие новых офисов, филиалов, торговых точек, то очевидно, что перед их открытием в бюджете может быть всплеск (увеличение) расходов на подбор персонала.


Категория расходов на обучение и развитие персонала также зависит от того, какая система бюджетирования используется в компании. Эти затраты могут планироваться по структурным подразделениям с учетом реально существующих потребностей или же эта функция может быть возложена на HR-подразделение. В первом случае бюджет расходов на персонал будет учитывать только потребности в обучении сотрудников HR-подразделения, во втором – всех подразделений предприятия. Сюда входят затраты на проведение тренингов, семинаров, корпоративная библиотека, подписные издания и пр.  Сюда включаются в т.ч. расходы на командировки, связанные с обучением, стажировкой и переквалификацией сотрудников.


В категории «Корпоративные мероприятия» стоит учитывать следующее:

  • аренда площадки (для сокращения расходов можно выбрать помещение подальше от центра города и выиграть на разнице в цене);
  • программа мероприятия;
  • кейтеринг, или ресторан выездного обслуживания;
  • логистика;
  • либо стоимость услуг Event-агентства (если в компании принята практика  прибегать к услугам специализированных фирм, которые и  возьмут на себя все заботы: от написания сценария, поиска площадки, подбора артистов и кейтеринга до обеспечения охраны).

Категория «Прочие расходы». Данная категория затрат существует не во всех компаниях и зависит от системы бюджетирования, принятой в компании. Это своего рода «подушка безопасности».  Размер данной категории не должен превышать 5% от совокупных затрат на персонал.


При планировании предстоящих затрат на персонал стоит обратить внимание на:

  • стадию развития компании, которая определит суммы расходов по статьям;
  • проведение сравнительного анализа плана и факта реализованного бюджета, который позволит увидеть, обеспечена ли однородность фактических и плановых данных. Относительная разница между планируемыми и фактическими затратами, пересчитанная с учетом экономической эффективности, поможет понять, где компанией допущен перерасход при бюджетировании затрат на персонал;
  • сравнение полученных фактических данных по затратам за отчетный период с фактическими данными за прошлогодний период.

Такой анализ поможет выделить приоритетные направления работы с персоналом и найти более грамотные решения в области оптимизации планируемых затрат.


В связи с экономическими кризисами многие компании идут на сокращение и оптимизацию бюджета расходов на персонал. Под сокращение попадают:

  • подбор персонала (переход процесса подбора персонала в социальные сети, референтная программа, внутренние кадровые ротации);
  • корпоративные мероприятия (закрытие потребности в корпоративных мероприятиях с нулевым бюджетом либо полная ликвидация статьи);
  • развитие и обучение (развитие внутренних платформ по обучению сотрудников, мотивация сотрудников на самообучение);
  • прочие расходы.

Тем не менее в арсенале руководителей есть возможность,  использовать нематериальные стимулы, не увеличивая при этом бюджета. Главный ресурс повышения прибыльности  – сотрудники компании. Помогая раскрыть сотрудникам уже имеющийся у них потенциал, повысив индекс вовлеченности в работу, можно добиться хороших результатов.


И важно помнить: участие каждого структурного подразделения в процессе бюджетирования – необходимое условие успешной реализации бюджетного управления в компании в целом. Отдел по работе с персоналом управляет теми ресурсами, на использование которых у него есть полномочия (закрепленные в утвержденном бюджете). Система бюджетирования работает на благо компании только при согласованном балансе ответственности и полномочий менеджеров всех уровней во всех подразделениях.


ЛИДИЯ КУБРИНА,

 руководитель отдела персонала