Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

7 пунктов проверки законности забастовки на работе

03.10.2019
7 пунктов проверки законности забастовки на работе

Понятие забастовки 

В части первой ст. 388 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) дано определение понятия «забастовка» как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Из понятия забастовки следуют ее важнейшие признаки.

  1. Это, как правило, действия, ограниченные во времени. В большинстве случаев забастовочные действия сопровождаются полным прекращением работы. Однако существуют и другие виды забастовочных действий: замедленный ритм работы, повторяющиеся остановки и др. Законом не предусмотрены сроки проведения забастовки – ни минимальный, ни максимальный. Мировая практика показывает, что это 10-15 дней.
  2. В законе специально подчеркивается добровольность участия работников в забастовке, только в таком случае она правомерна. Этому критерию законодатель уделил много внимания, если учитывать нормы ст. 391, 398, 399 ТК, а также ст. 200 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК). 
  3. В зарубежной практике различают два вида забастовочных пикетов. К первому из них относятся пикеты, имеющие целью склонить возможное большее число работников, ко второму – пикеты, используемые исключительно как средство информации, не мешающие тем, кто не участвует в забастовке, проходить на свои рабочие места и работать. Незаконными признаются только те, которые предполагают реальные насильственные действия.
  4. Забастовка может проводиться только в целях разрешения коллективного трудового спора. Не может быть признана законной забастовка в знак солидарности с бастующими однотипной организации в целях повышения им заработной платы, т.к. экономическое состояние этих организаций различно, хотя, возможно, производят они такую же продукцию.

Чтобы оценить законность забастовки работы, необходимо проверить, соответствуют ли правилам проведения 7 пунктов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Пункт 1. Пройдены предварительные этапы разрешения трудовых споров

Правильная организация забастовки состоит из ряда важнейших этапов. Согласно части второй ст. 388 ТК забастовка может проводиться не позднее трех месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.

Вышеизложенные нормы означают, что без примирительных процедур всякого рода неожиданная, спонтанная приостановка работы признается незаконной.

О том, что возникновение коллективного трудового спора отслеживается на государственном уровне, свидетельствует Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2013 № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров». В нем подчеркивается, что в случае возникновения коллективного трудового спора наниматель обязан в трехдневный срок начиная с даты отказа в удовлетворении требований работников (или части требований) уведомлять об этом Департамент Государственной инспекции труда. 

Как указывалось выше, законом предусматриваются три этапа примирения сторон, которые могут чередоваться с помощью следующих процедур: примирительная комиссия – посредничество – трудовой арбитраж (ч. 4 ст. 379 ТК). До постановки вопроса о проведении забастовки стороны обязаны пройти этапы примирения, при этом обязателен первый этап – примирительная комиссия.

Пункт 2. Требования выработаны и утверждены на собрании (конференции) работников (ст. 389 ТК)

Правом выдвигать требования обладают работники и их законные представители, в частности, профсоюзы (ст. 22 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-Х11 «О профессиональных союзах»). 

Однако решение об объявлении забастовки может приниматься непосредственно работниками на собрании или конференции (ч. 1 ст. 389 ТК), а не представительным органом (даже в том случае, когда все работники организации состоят в профсоюзе). 

В ст. 389 ТК изложен достаточно жесткий подход: на собрании требования утверждаются при наличии кворума. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов (ч. 3 ст. 389 ТК). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции) (ч. 2 ст. 389 ТК). Таким образом, за принятие решения о проведении забастовки должно проголосовать квалифицированное большинство, а не простое большинство присутствующих работников. Если нужного кворума нет – собрание (конференция) неправомочно.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием (ч. 1 ст. 389 ТК).

Решение – письменный документ, в котором изложены требования работников.

Пункт 3. Требования предъявлены нанимателю

Таким правом обладает представительный орган работников, ранее уполномоченный работниками на разрешение коллективного трудового спора. 

В соответствии с частью первой ст. 390 ТК о начале предстоящей забастовки наниматель должен быть уведомлен в письменной форме за две недели до ее начала. Согласно нормам этой же статьи в уведомлении о проведении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

  • дата и время начала забастовки, ее продолжительность;

  • предполагаемое количество участников;

  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации во время проведения забастовки.

Кроме этих сведений желательно указать:

  • наименование органа, возглавляющего забастовку;

  • состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

Невыполнение условия об обязательном предупреждении нанимателя и о сроке этого предупреждения является одним из важнейших элементов порядка объявления забастовки. Несоблюдение этого требования может повлечь за собой признание забастовки незаконной.


Продолжение читайте после приобретения платного доступа к порталу!

от 99.50 руб/мес
доступ при подписке