В первый день меня стажировала девушка-кассир, которая была жутко эмоциональная и если я не понимала с первого раза, она начинала психовать.
Начальницу я видела всего два раза: на собеседовании и, когда она меня отчитывала, за то, что я тихо разговариваю с посетителями.
“Ну, а зачем мне кричать на все заведение, если всем итак слышно?”– спрашивала я у нее, но в ответ слышала только агрессию. В общем через неделю я оттуда сбежала, а начальница звонила в недоумении с вопросом: “А что конкретно тебе не понравилось у нас?”
Чтобы у вас не возникло таких ситуаций в вашей компании, расскажу как сделать адаптацию новичка максимально безболезненной.
Процесс адаптации нового сотрудника
После того, как ваш HR менеджер подобрал подходящего кандидата, необходимо помочь новому сотруднику адаптироваться в организации и коллективе. В противном случае вы можете потерять хорошего специалиста и время на поиск нового.
Как происходит адаптация сотруднков в больших компаниях мы уже вам рассказывали здесь.
При трудоустройстве на новую работу сотрудник неизбежно попадает в незнакомую для него обстановку, потому что в каждой компании организационная структура зависит от таких параметров, как технология деятельности, а также внешняя инфраструктура и персонал. Поэтому адаптация предполагает включение в коммуникативные сети компании, знакомство с производственными и корпоративными особенностями, персоналом, правилами поведения и т. д.
Первое, что вам необходимо сделать – это разработать наиболее эффективную программу адаптации. Для этого оцените навыки и опыт вашего сотрудника. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, то период его адаптации будет минимальным.Но стоит помнить, что в организации могут быть непривычные для новичка варианты решения уже известных для него задач.
Далее необходимо ознакомить работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны компании. Этим должны занимать наставники новичков, а также сотрудники отдела управления персоналом. Обязанности между ними можно разделить следующим образом:
Мероприятия |
Обязанности |
|
наставника |
менеджера по персоналу |
|
Составление программы адаптации |
Выполняет |
Помогает наставнику |
Знакомство новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
|
Выполняет |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в коллектив |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
|
Первые этапы адаптации включают ряд небольших лекций, экскурсий, а также работа на отдельных рабочих местах или с оборудованием.
В ходе проведения программы адаптации затрагивают некоторые темы.
1. Общее представление о компании:
-
цели, приоритеты, проблемы;
-
традиции, нормы, стандарты;
-
продукция и ее потребители;
-
виды услуг, которые оказывает компания;
-
организация и структура;
-
информация о руководителях.
-
принципы подбора профессионала;
-
наличие курсов повышения квалификации;
-
помощь работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
-
правила пользования телефоном внутри предприятия;
-
правила охраны коммерческой тайны и технической документации;
-
использование режимов рабочего времени.
-
нормы и формы оплаты труда;
-
оплата выходных, больничных, сверхурочных.
-
страхование;
-
учет стажа работы;
-
пособия по нетрудоспособности, болезням в семье, по материнству. в случае тяжелых утрат и прочее;
-
помощь в случае ухода на пенсию или увольнении в случае сокращения штата;
-
другие услуги организации для сотрудников.
-
места оказания первой медицинской помощи;
-
меры предосторожности;
-
предупреждение о возможных опасностях на производстве;
-
правила противопожарной безопасности;
-
правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
-
сроки и условия найма;
-
испытательный срок;
-
информирование об опозданиях;
-
права и обязанности работника;
-
права непосредственного руководителя;
-
постановления профсоюзов и политика компании;
-
руководство и оценка исполнения работы;
-
дисциплина и взыскания, оформление жалоб.
-
организация питания;
-
наличие и расположение служебных входов;
-
условия парковки личных автомобилей.
-
стоимость оборудования;
-
ущерб от прогулов, опозданий и несчастных случаев.
После прохождения общей программы адаптации может быть проведена специальная, если того требует должность сотрудника или специфика организации. Она осуществляется в форме бесед с сотрудниками подразделения, куда пришел новый работник, а также с руководителями. В специальной программе обычно затрагивают более углубленные темы, нежели во время общей программы.
Хотите узнать, как необходимо действовать руководителю-новичку?
Приобретите платный доступ к порталу, и узнаете много полезной информации!