Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Эмоциональное злоупотребление

09.04.2019
Эмоциональное злоупотребление
Причины эмоционального злоупотребления
Эмоциональное злоупотребление и ответственность
По результатам научного исследования
Профилактика эмоционального злоупотребления
Способы психологической разгрузки на рабочем месте
Тест на определение эмоционального состояния



Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были людьми спокойными, уравновешенными и тактичными! Однако в некоторых трудовых коллективах считается, что психологический «прессинг» подчиненных с целью повысить результат дает свой положительный эффект. Этим грешат некоторые руководители. Хотя научные данные говорят об обратном: подчиненный начинает делать больше ошибок и результативность падает. Кто прав – будем разбираться!

Эмоциональное злоупотребление – это вербальный способ добиться от подчиненного желаемого результата (поведения, работы и пр.) через психологическое воздействие. 

Эмоциональное злоупотребление всегда проявляется по-разному, индивидуально. Но если собрать все случаи воедино и сделать выводы, получится следующая классификация видов психологического воздействия на персонал:
  • унижение – осуждают, критикуют, высмеивают, дразнят;
  • доминирование – обращаются с подчиненным как с провинившимся ребенком, напоминают, что такое поведение неприемлемо, контролируют, слишком часто напоминают об ошибках в работе;
  • выдвигают требования – руководитель обвиняет подчиненного в своих промахах и неудачах;
  • игнорирование – используют бойкот как наказание;
  • созависимость – подчиненный становится «жилеткой» или мальчиком/девочкой для битья.
Рассуждения работника отдела кадров:
«Долго не могла найти работу и, наконец, нашла. Все хорошо, но столкнулась с большой для меня сложностью: мой начальник кричит, вернее орет. Я теряюсь, переживаю, боюсь лишний раз что-то сказать, спросить. Но вынуждена постоянно общаться с ним – такова структура. Я испытываю большой стресс, но и без работы остаться не могу. Почему он кричит, орет?»


Причины эмоционального злоупотребления

1. Стиль управления
Некоторые руководители уверены, что работников можно заставить работать только через крик. Это стиль управления некоторых начальников, и по-другому отношения со своими подчиненными они просто не представляют. Эту манеру управления они переняли от своих «воспитателей»: родителей, вышестоящих руководителей. Вот и получается замкнутый круг: меня били, на меня кричали – человека сделали, так и я «человеков» делаю.

Рассуждения руководителя:
«Методы психологического, эмоционального воздействия работают, нужно только знать, в отношении каких сотрудников и в каких ситуациях их применять. Что плохо для специалиста по кадрам, то хорошо для сантехника.  Иногда и я использую «солдафонские» приемы, могу пристыдить, покричать. Похвала, конечно, лучше, но мы часто работаем в кризисном режиме, и во время аврала именно «эмоциональный» разговор помогает не сорвать сроки. Надо знать болевые точки, на которые можно нажать, чтобы стимулировать работу подчиненного. Я согласен, нельзя нажимать слишком сильно».

2. Темперамент
Часто можно встретить холеричных руководителей, которые склонны к авторитарному стилю управления. Они, как правило, эмоционально проявляют себя в общении с персоналом. Их особенность в том, что при подборе кадров предпочтение отдают преимущественно соискателям-холерикам, считая, что если специалисты будут похожи на него, то и результативность будет выше. 

Рассуждения работника отдела кадров:
«Нашего начальника так легко «завести»! Стоит только ему возразить, попробовать доказать свою точку зрения, как он тут же «срывается» и начинает кричать.  Впрочем, он так же быстро «отходит» и через 10 минут может очень мило общаться, как будто ничего не произошло. Я спокойно на это реагирую, а вот наша бухгалтер –  сама холерик. Она начинает орать ему в ответ. Вот тогда стекла в кабинете дрожат!» 

3. Манипуляция через газлайтинг
Самый страшный вид психологической манипуляции, который ведет к эмоциональному злоупотреблению, – газлайтинг. Этот термин означает, что в голове у подчиненного «сеются» сомнения в собственном здравомыслии. Когда руководитель «обижает», а подчиненный «обижается». Руководитель говорит подчиненному, что он слишком чувствительный, впечатлительный, эмоциональный. Если человеку из раза в раз повторять одно и то же, он действительно засомневается в адекватности своего восприятия. 


Эмоциональное злоупотребление и ответственность

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве Республики Беларусь выделяются только два вида насилия: физическое и психическое. 
К примеру, в ст. 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) предусмотрена уголовная ответственность за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных ст. 147 и 149 УК (наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа).

Эмоциональное злоупотребление – это вид психологического насилия над работником. Психологическое насилие – это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в т.ч. тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству.

Психологическое насилие – довольно распространенное явление, которое преобладает и в трудовых отношениях между работником и нанимателем (должностным лицом нанимателя). К сожалению, в законодательстве Республики Беларусь отсутствует какая-либо ответственность за психологическое насилие.
С другой стороны, именно психологическое насилие является одной из причин самоубийства, а доведение до самоубийства – уголовно наказуемое деяние.

Справочно
Доведение лица до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 145 УК).

Рассуждения руководителя:
«Считаю, что эмоциональный прессинг – палка о двух концах. Жесткие методы воздействия на персонал – моральное давление, угрозы, денежные штрафы – могут быть эффективными только при разовом применении. Например, если сотрудник совершил серьезную ошибку и не осознает всей ее значимости, резкая мера может призвать к ответственности, отрезвить и указать на то, чего человек не замечает. Постоянное же применение жестких мер обернется нагнетанием атмосферы в коллективе и загонит сотрудников в стресс. Природа человека такова, что он привыкает к любой системе обитания. И к постоянным крикам, угрозам персонал тоже адаптируется и начинает воспринимать их как должное. Тогда эмоциональное воздействие уже мало влияет на эффективность работы. 


По результатам научного исследования 

Недавно ученые из Школы менеджмента Роттердамского университета провели любопытный эксперимент. Исследователи пытались выяснить, можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников. 

Ученые попросили испытуемых (работников) выполнять задания. Для этого участников эксперимента погружали в условия, близкие к рабочей реальности. Первый раз они выполняли упражнения просто так. Второй раз во время решения тех же задач на них оказывали социальное давление: говорили (кричали), что их результаты будут сравнивать с результатами коллег, а потом опубликуют результат, показывающий, какое место они заняли. В третий раз им пообещали материальное вознаграждение за каждое микрозадание, если они решат задачи быстрее и точнее других. При этом работникам измеряли мозговую активность с помощью магнитно-резонансной томографии. Проведя анализ томограмм и оценив точность и скорость выполнения задач, исследователи выяснили: хотя финансовое вознаграждение и эмоциональный прессинг заставляли людей усиливать старания, это не улучшало их показатели в работе, требующей концентрации внимания. 
Поэтому исследователи сделали вывод, что руководители часто впустую тратят свои силы и нервы.


Профилактика эмоционального злоупотребления

На руководителе лежит большая ответственность за работу персонала: сроки горят, на работе множество стрессовых ситуаций. Что инстинктивно хочет сделать руководитель? Сорваться на подчиненных: накричать, жестко «построить». Своими действиями «разгневанный руководитель» наносит вред нервной системе подчиненного. Когда на подчиненного кричат, то психические ресурсы данного сотрудника истощаются. У сотрудника формируется желание отомстить. Он чувствует себя преданным, демотивируется. Например, при эмоционально устойчивом руководителе и здоровом психологическом климате в коллективе сотрудник вкладывает 100% своих профессиональных ресурсов в работу. Но если сотруднику пришлось терпеть безосновательные нападки и эмоциональные злоупотребления руководителя, то 50% ресурсов снимет необходимость «терпеть», а на работу останется только 50%. Сотрудник становится менее продуктивным, а у руководителя появляются новые проблемы в управлении персоналом. Чтобы избавиться от привычки эмоционально злоупотреблять, руководителю следует научиться «выпускать пар». А для этого подойдут следующие способы.


Способы психологической разгрузки на рабочем месте

Фотодинамический способ заключается в рассмотрении позитивных фотографий! Руководитель делает подборку самых счастливых моментов своей жизни и при первых признаках плохого настроения просматривает их (либо видео) и вспоминает приятные моменты жизни, проведенные вместе с семьей или близкими людьми. Также хорошее настроение можно восстановить, просматривая фотографии природы. 

Физическая разгрузка. Регулярное занятие физкультурой помогает избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и является отличным профилактическим средством. Не зря говорят: в здоровом теле – здоровый дух! Руководитель самостоятельно выбирает упражнения, которые сможет выполнить в рабочем кабинете. Достаточно в пик эмоций 10 приседаний или отжиманий. 
 
Музыка – это тренажер для наших нервов. Особенной силой обладает классическая музыка, произведения Баха, Бетховена, Чайковского являются антидепрессантами. Не будем забывать, что на вкус и цвет товарищей нет. Каждый выбирает музыкальные композиции индивидуально. 
 
Письмо. Метод психологической разгрузки состоит в отправке электронный  почты  на е-mail:  ploxo-mne@yandex.ru с содержанием мыслей, которые тревожат. Письмо может содержать любые высказывания, любые слова и все что угодно. С отправкой письма забывается все плохое.
Внимание! Содержание письма, отправленного вами, изучаться не будет. Письма стираются в течение 1-2 суток. Количество писем неограничено. 
Как вариант, можно написать письмо на бумажном носителе, а потом его утилизировать.

Комфорт. Для контроля эмоций на рабочем месте помогут «стены». Необходимо в кабинете создать условия, которые не будут раздражать управленца: наполнить кабинет комнатными растениями, установить аквариум, а на столе поместить фотографию, которая будет вызывать улыбку. 

Обобщая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что последствия эмоционального злоупотребления в первую очередь сказываются на здоровье и психическом состоянии работников в зависимости от жесткости, периодичности и длительности такого воздействия и от того, насколько подчиненный психологически к нему устойчив. Подчиненные могут страдать от целого ряда расстройств психологического и физического характера: от случающихся время от времени проблем со сном до нервных срывов, от раздражительности до депрессии, от трудностей с концентрацией внимания до панических состояний или даже инфарктов. Руководитель может получить от эмоционального злоупотребления только одно – частые и длительные уходы подчиненных на больничный.

Руководитель должен понимать, что данное злоупотребление серьезно сказывается на взаимоотношениях людей в коллективе. Страдают отношения, падает уровень производительности труда. И самое неприятное, когда подчиненный «распаляется», чувствуя гнев, обиду, и испытывает потребность отомстить руководителю.


Тест на определение эмоционального состояния

Инструкция
  1. Обведите кружочком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно («да»).
  2. Я всегда стремлюсь сделать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
  3. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
  4. На работе и дома – сплошные неприятности.
  5. Я очень часто раздражаюсь по мелочам.
  6. Меня беспокоит будущее.
  7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Было бы хорошо, если бы все не так стремительно менялось.
  8. Мне трудно расслабиться после напряженного рабочего дня.
  9. Я люблю свою работу, но я от нее устал(а).
  10. Часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.
Обработка результатов
Количество положительных ответов показывает уровень стресса у руководителя. 
Если набираются 0-4 балла, значит, вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции, не злоупотребляете ими, не срываетесь на других.
Если в сумме получаются 5-7 баллов, вы не всегда ведете себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеете сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. В такой ситуации необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов защиты от стресса, выбрать способ психологической разгрузки.

Если набираются 8-9 баллов, вы переутомлены и истощены, часто теряете самоконтроль в «авральной» ситуации и не умеете владеть собой. Вследствие этого страдаете не только вы сами, но и окружающие вас люди. Развитие приемов саморегуляции в стрессе, эмоциональный контроль – очень важная задача для такого руководителя.


Светлана Высоцкая, психолог