Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Как оформить на работу директора

18.03.2019
Как оформить на работу директора
Шаг 1. Инициализация приема на должность руководителя организации.
Шаг 2. Проверка документов согласно ст. 26 или 344 ТК.
Шаг 3. Проверка отсутствия препятствий для приема кандидата на должность директора
Шаг 4. При необходимости проведение предшествующих заключению трудового договора мероприятий.
Шаг 5. При необходимости согласование назначения (заключения трудового договора) и совершение иных предшествующих заключению трудового договора мероприятий.
Шаг 6. Ознакомление с ЛНА
Шаг 7. Заключение трудового договора (контракта)
Шаг 8. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу
Шаг 9. Оформление личного дела, включение в него приказа о приеме на работу
Шаг 10. Прием на хранение трудовой книжки, выдача расписки о ее получении, внесение в нее записи о приеме на работу, регистрация трудовой книжки в журнале
Шаг 11. Оформление при необходимости личной карточки на работника
Шаг 12. Заполнение документов по воинскому учету (при приеме по основной работе)
Шаг 13. Оформление документов по персонифицированному учету (ПУ-1, ПУ-2) и представление их в территориальные органы ФСЗН
Шаг 14. Уведомление о приеме на работу руководителя-пенсионера, руководителя-военнообязанного и т.п.
Шаг 15. Направление на проверку знаний по охране труда


Несмотря на особый статус руководителя организации, при приеме его на работу необходимо соблюдать требования законодательства, которые распространяются на всех работников независимо от занимаемой должности (профессии).


Шаг 1. Инициализация приема на должность руководителя организации. 

Инициировать процедуру приема на работу может как сам наниматель посредством предложения работы (например, в порядке перевода (п. 2 ч. 1 ст. 16, п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК), так и сам гражданин (кандидат), например, написав соответствующее заявление.
Заявление при приеме на работу, как правило, формально не требуется (согласно, в частности ст. 26, 344 ТК). Но оно практикуется, т.к. подтверждает согласие работника на занятие определенной должности, работы на условиях контракта, совместительства, неполного рабочего времени и т.п. 

Указанное заявление адресуется уполномоченному лицу нанимателя, В отношении руководителя организации в хозяйственном обществе – это общее собрание участников хозяйственного общества или совет директоров, в частном унитарном предприятии – собственник имущества предприятия и т.д.

Пример заявления о приеме на работу на должность директора унитарного предприятия
d19a7336e4.jpg

Пример заявления о приеме на работу на должность директора хозяйственного общества по совместительству
2137b79d1b.jpg

Если кандидат при приеме на работу написал заявление о приеме на работу, то впоследствии при оформлении его на работу такое заявление следует включить в личное дело (абз. 7 п. 6 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 N 2 (далее - Инструкция N 2)).


Шаг 2. Проверка документов согласно ст. 26 или 344 ТК.

Согласно п. 1 части первой ст. 54 ТК наниматель обязан при приеме на работу потребовать от гражданина документы, необходимые для заключения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством. 

Если гражданин принимается на должность руководителя хозяйственного общества по основной работе, то запрашиваются документы, указанные в ст. 26 ТК, а если по совместительству - то документы, предусмотренные ст. 344 ТК. В последнем случае заметим, что для работы руководителем, в частности хозяйственного общества по совместительству требуется также соответствующее согласие со стороны общего собрания участников (например, заверенную копию соответствующего протокола общего собрания участников по своему основному месту работы или соответствующую справку) (см. ч. 6 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее – Закон о хозобществах).

Как правило, на данном этапе уделяется большее внимание соответствия кандидата квалификационным и иных требованиям по должности руководителя организации.

Таблица 1. Квалификационные требования к должности руководителя организации в зависимости от типа организации 
8802107147.jpg
95d057057f.jpg
543e2ddcf4.jpg


Шаг 3. Проверка отсутствия препятствий для приема кандидата на должность директора

Перед тем как начать процедуру назначения (избрания) руководителя организации принято проверять отсутствие препятствий для такого действия.

В частности, кроме проверки соответствия квалификации кандидата требованиям по должности, которая осуществляется при затребовании от него документов согласно ст. 26 ТК или 344 ТК, отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья, проверяют:
- что работник не лишен права занимать руководящие должности (как правило, на основании соответствующей записи в трудовой книжке).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний, предусмотренных п. 3 части первой ст. 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Оно может быть назначено на основании приговора суда в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ст. 51 УК).
Сущность данного вида наказания состоит в лишении осужденного на определенный приговором срок правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление или которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений.

Такое ограничение действует и при приеме на работу по совместительству.
- кандидат не был уволен за последние 5 лет по дискредитирующим обстоятельствам.
Данное обстоятельство само по себе не является абсолютным препятствием для приема кандидата на должность руководителя, но необходимо согласовать такой прием согласно п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (далее – Декрет № 5).

Согласно п. 11 Декрета № 5 наниматели вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, но исходя из требования, в частности части второй п. 9 Декрета № 5, п. 3 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 N 68 (далее - Положение о порядке согласования), характеристика обязательно прилагается к ходатайству о согласовании. Т.е. запрос такого документа обязателен, если согласно данным, в частности трудовой книжки видно, что кандидат был уволен по дискредитирующим обстоятельствам в течении последних пяти лет. 

Согласно уже упомянутому п. 11 Декрета характеристики с предыдущих мест работы должны быть выданы в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Пример запроса о выдаче характеристике с предыдущего места работы
3e71c06943.jpg

  • отсутствие ограничений по работе по совместительству (если, конечно, осуществляется прием на работу по совместительству), предусмотренных ст. 255, 348 ТК, ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией", частью шестой ст. 54 Закона о хозобществах и т.п.
Так не могут быть руководителем организации по совместительству следующие кандидаты:
  • руководители государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства (см. ст. 255 ТК, часть вторая ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией);
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации (п. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Для следующих руководителей требуется получения согласия на работу по совместительству:
  • для руководителей хозяйственного общества для работы по совместительству (в Законе буквально говориться о совмещении) на руководящих должностях необходим соответствующее согласие общего собрания участников хозяйственного общества (ч. 6 ст. 54 Закона о хозобществах);
  • руководитель негосударственного юридического лица - участника холдинга может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) (т.е. в том числе руководителем организации по совместительству) в других негосударственных юридических лицах, являющихся участниками этого холдинга, с согласия собственника имущества юридического лица - участника холдинга (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом, совета директоров (наблюдательного совета)) (п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь");

Шаг 4. При необходимости проведение предшествующих заключению трудового договора мероприятий.

Согласно ст. 24 ТК в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иным законодательством о труде, заключению трудового договора могут предшествовать проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность претендующего на соответствующую работу, должность.

Также согласно части второй ст. 254 ТК собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

В таблице ниже приведен перечень лиц и органов уполномоченных на назначение (избрание) руководителей организации в зависимости от их вида.

Таблица 2. Лица (органы), уполномоченные на назначение (избрание) руководителя организации
9d2de703ff.jpg
1f56fe4cac.jpg
72c0522c1a.jpg

Т.е. избрание или назначение на должность руководителя организации являются процедурами, предшествующими заключению трудового договора с руководителем организации.
Заметим, что данный шаг является не трудовым (т.е. в компетенции работника кадровой службы), т.к. он регулируется гражданским законодательством, и соответственно, оформление таких мероприятий на практике, как правило, входит в обязанности работников юридической службы.


Шаг 5. При необходимости согласование назначения (заключения трудового договора) и совершение иных предшествующих заключению трудового договора мероприятий. 

Законодательством предусмотрено согласование кандидатуры на должность руководителя организации, в частности в следующих случаях:

1. При наличии в совокупности следующих обстоятельств наниматель обязан согласовывать назначение кандидатов в порядке, установленном Положением о порядке согласования:
  • при назначении на руководящие должности, т.е. в том числе на должность руководителя организации;
  • если кандидат был уволен не позднее пяти лет по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами.
  • кандидат не назначается на руководящие должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах (п. 2 Положение о порядке согласования)[1] .
Согласно п. 3 Положения о порядке согласования для согласования назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность организация (в данном случае - бюджетная организация) представляет председателю исполкома [2] :
  • письменное мотивированное ходатайство организации по форме согласно приложения к Положению о порядке согласования;
  • характеристики лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, с предыдущих мест работы за последние пять лет.
  • иные документы, подтверждающие необходимость назначения лица на руководящую должность или содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения о согласовании (прилагаются к ходатайству по инициативе подписавшего его руководителя организации).

 [1] На должности, включенные в указанные реестры, вообще по общему правилу, установленному п. 8 Декрета № 5, установлен запрет на назначении на них лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения. Т.е. нет исключения в виде согласования.
 [2] т.е. председателю районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главе администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена соответствующая организация либо ее структурное подразделение 
Согласно п. 4 Положения о порядке согласования ходатайство должно содержать данные о лице, уволенном по дискредитирующим обстоятельствам, претендующем на занятие руководящей должности, обоснование необходимости назначения его на эту должность, а также сведения о его работе в прошлом, которые отражаются на основании записей трудовой книжки, иных документов о работе (службе). 

В принципе все требования к содержанию ходатайства имеются в подстрочном тексте формы ходатайства, которая приведена в приложении к Положению о порядке согласования. Хоть ходатайство и приведено первым в списке документов, подаваемых на согласование, фактически оно составляется последним после получения иных документов (характеристики, иных документов, необходимых для согласования).

2. При приеме на работу руководителей отдельных организаций законодательством предусмотрена необходимость соблюдения определенных процедур. В частности

Таблица 3. Требования по согласованию кандидатуры на должности руководителя отдельных организаций и иных предшествующих заключению трудового договора 
0c90b075e3.jpg
d9c79a7fc5.jpg
ab13b36576.jpg

 Шаг 6. Ознакомление с ЛНА

Согласно п. 2 и 3 ст. 54 ТК при приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности, а также ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.

В частности, это ознакомление руководителя под роспись:
  • с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
  • с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.
Варианты оформления ознакомления с локальными нормативными правовыми актами:

1. Как правило, подпись работника проставляется на лицевой стороне последнего листа локального нормативного правового акта и может выглядеть следующим образом:
9ccf2099aa.jpg

2. Также могут использоваться листы ознакомления различных форм, которые нумеруются вместе с локальными нормативными правовыми актами:
e5d8676be4.jpg

3. Может также вестись специальный журнал по ознакомлению работников с локальными нормативными правовыми актами.
a239a6c719.jpg

Шаг 7. Заключение трудового договора (контракта)

Лицо, наделенное правом заключать трудовой договор с руководителем и срок такого трудового договора
По общему правилу, установленному частью первой ст. 254 ТК, трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами.

То есть законодательство устанавливает срочный характер трудовых отношений, и норма о таком срочном характере является специальной к ст. 17 ТК. Однако, по мнению некоторых специалистов, данная норма не исключает возможности заключения с руководителем организации трудового договора на неопределенный срок, за исключением случаев, когда законодательство напрямую требует заключения срочного трудового договора (контракта) (табл. 4).

Таблица 4 Требования о сроке трудового договора для руководителей отдельных организаций
5ac3095b71.jpg


Форма трудового договора с руководителем организации и его особенности
Законодательством предусмотрена примерная форма контракта с руководителем государственной организации, которая утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2007 № 87.

Примерной или типовой формы трудового договора (контракта) с руководителем коммерческой негосударственной организации нет. То есть такие наниматели на практике самостоятельно разрабатывают трудовые договоры (контракты) с ними, используя примерные формы трудового договора и контракта и (или) примерную форму контракта с руководителем государственной организации.

Примерные формы трудового договора и контракта не учитывают особенностей труда руководителя организации, а примерная форма контракта с руководителем государственной организации, с одной стороны, исходя из ее названия, ориентируется на руководителей государственных организацией, т.е. не учитывает особенности негосударственных организаций и содержит «излишние» сведения и условия, актуальные для государственных организаций, а с другой стороны, как любая примерная форма, не полностью отражает сведения и условия, которые должны содержаться в трудовом договоре (контракте) с руководителем организации.

Можно выделить следующие сведения и условия, которые не отражены в примерных формах:
  • срочный характер трудовых отношений, что актуально для примерной формы трудового договора. Так, согласно части первой ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • особенности режима рабочего времени; как правило, это ненормированный рабочий день (ст. 118-1 ТК);
  • особенности расторжения трудового договора с руководителем организации (ст. 257-260 ТК);
  • дополнительные обязанности и права, предусмотренные Декретом № 5;
  • особенности оплаты труда, в том числе наличие коэффициента соотношения его средней заработной платы и средней заработной платы в организации, а также условия начисления премий, бонусов и вознаграждений;
  • обязанности по охране труда, пожарной безопасности.
В случае если в организации с учетом части пятой п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, на руководителя организации должностная инструкция не разрабатывается, то в трудовом договоре (контракте) с ним желательно предусмотреть требования по охране труда и пожарной безопасности, которые, согласно отдельным актам законодательства, должны содержаться в должностной инструкции (например, ч. 2 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности», п. 9 Межотраслевых правил по охране труда при оказании отдельных видов бытовых услуг, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 29.12.2010 № 180/42, и др.).

Также в трудовых договорах нередко отражаются корпоративные права и обязанности, в частности предел суммы сделки, которую может заключать руководитель организации без согласия собственника имущества организации или уполномоченного им органа;
  • ограничения (конкретизация) компетенции руководителя организации.
В данном случае в трудовой договор (контракт) с руководителем организации фактически включаются не трудовые обязанности, а объем полномочий в соответствии с гражданским (корпоративным) законодательством. 

Образец контракта с руководителем хозяйственного общества без доли государственной собственности в нем

90b4b5454c.jpg
bb2cbf1502.jpg
af524ed5fa.jpg
1844f3d915.jpg
7ad8617a3f.jpg
b7b267b01f.jpg
8b01ff9e55.jpg
ef7b2ae0dd.jpg
c363897761.jpg
80ddd62a54.jpg
c0bd7b4a17.jpg
df2c30a8a9.jpg
d7fd0ecf4f.jpg


При приеме руководителя организации по совместительству обращаем внимание на следующее:
1. В контракте необходимо указывать, что он является трудовым договором по совместительству.
Согласно части первой ст. 343 ТК в трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством. Такое условие нашло свое отражение в п. 3 Примерной формы трудового договора, а вот в Примерной форме контракта такое условие не отражено. Не упомянуто оно и в Положении о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476.

Но так как особенностей по сравнению с общими нормами законодательства о труде в части выполнения требования части второй ст. 343 ТК законодательством о контрактах не установлено, то в контрактах такое условие должно прописываться. 

2. Необходимо указывать обеденное время.
Согласно части первой ст. 134 ТК наниматель обязан предоставлять работникам в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов. Перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается и используется работниками по своему усмотрению.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания, а также его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности) или по соглашению между работником и нанимателем (ч. 2 ст. 134 ТК).

Статьей 349 ТК предусмотрено, что гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме.

То есть наниматель обязан предоставить работающим у него по совместительству работникам (в том числе руководителю организации) перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который не будет включаться в рабочее время.

Заметим, что обеденный перерыв, как даже следует из его названия (перерыв), предоставляется в течение рабочего дня (т.е. не перед самим началом и не сразу после окончания рабочего дня).


Шаг 8. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу

Согласно части четвертой ст. 25 ТК после заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, при этом приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись. Аналогичная обязанность нанимателя также закреплена в п. 5 части первой ст. 54 ТК.
В отношении руководителя организации законодательством не установлено каких-либо исключений или особенностей.
 
Образец приказа о приеме на работу руководителя хозяйственного общества

020e3297df.jpg

Примечание. В части издания приказа руководителем организации в отношении самого себя, полагаем, это является недостатком правового регулирования труда руководителей организации, т.к. применение на практике данного требования Трудового кодекса вызывает различные споры.

С одной стороны, исходя из позиции, что руководитель организации не уполномочен и не может в принципе быть уполномоченным на прием самого себя на должность руководителя организации (так же, как и на увольнение, принятие мер дисциплинарного взыскания и т.п., в отличие, например, от приказов об отпуске, командировке, издание которых может быть делегировано руководителю собственником имущества организации или уполномоченным им лицом), издание приказа о приеме на работу по своему содержанию будет выходить за рамки компетенции руководителя организации.

С другой стороны, если исходить из буквального применения части четвертой ст. 25 ТК, наниматель руководителя организации (а это, согласно ст. 254 ТК, собственник имущества организации, что опять же не совсем увязывается с определением уполномоченного должностного лица нанимателя, приведенного в ст. 1 ТК) оформляет заключение трудового договора с ним приказом или распоряжением. Однако издание приказа (распоряжения) отнесено согласно п. 93 и 94 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях  [3]  (далее – Инструкция по делопроизводству) к компетенции руководителя организации.   

Решения органов, уполномоченных на принятие на работу руководителя организации, как правило, оформляются в иных формах (например, в форме протокола общего собрания участников хозяйственного общества, в форме решения собственника частного унитарного предприятия), которые не относятся к кадровым документам.

 [3Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 с последующими изменениями.
Кроме того, не издать такой приказ (распоряжение) нельзя, т.к. только на основании такого приказа вносится запись в трудовую книжку (ч. 5 ст. 50 ТК), и копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность) подлежит включению в личное дело руководителя организации согласно п. 6 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников  [4].

[4] Утверждена постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2.



Шаг 9. Оформление личного дела, включение в него приказа о приеме на работу

Основание – п. 2 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2. Так, согласно данному пункту личные дела ведутся и на руководителей, в том числе по совместительству.


Шаг 10. Прием на хранение трудовой книжки, выдача расписки о ее получении, внесение в нее записи о приеме на работу, регистрация трудовой книжки в журнале

10.1. Выдача расписки о приеме трудовой книжки (если место работы является основным)
При приеме трудовой книжки уполномоченным должностным лицом работнику (руководителю организации) выдается расписка в получении трудовой книжки, которая составляется в произвольной форме, где указываются реквизиты организации, в том числе проставляется печать нанимателя (представительства иностранной организации) (ч. 5 п. 79 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек).

Образец расписки о приеме трудовой книжки
1cd713ff21.jpg

10.2. Регистрация приема на хранение трудовой книжки в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

Также в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу к данному нанимателю (ч. 5 п. 79 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек). 


Образец заполнения книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

da288ad58d.jpg

10.3. Внесение записи о приеме на работу
Запись о приеме на работу вносится нанимателем по основному месту работы (т.к. трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (ч. 2 ст. 50 ТК)), а лицам, работающим по совместительству, по их желанию запись в трудовую книжку сведений о работе производится нанимателем по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству) (п. 14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек).

Порядок внесения записи о приеме на работу
1. Внесение записи о времени получения образования в дневной форме 
В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек в трудовую книжку работника нанимателем по месту работы вносятся, в частности, записи о времени получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме получения образования.

Данные записи вносятся нанимателем до внесения в трудовую книжку записи о приеме на работу (при первоначальном и (или) последующих трудоустройствах) отдельной строкой со ссылкой на дату, номер и наименование документа об образовании с указанием начала и окончания получения образования.

2. Внесение сведений о нанимателе 
Согласно п. 27 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при внесении записи о приеме на работу в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование нанимателя.

3. Внесение записи о приеме на работу
Запись производится арабскими цифрами, при этом число и месяц указываются двумя цифрами, а год полностью (п. 12 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек). Основанием для внесения в трудовую книжку записи о приеме на работу является приказ (распоряжение) нанимателя. Запись, точно соответствующая формулировке приказа (распоряжения), вносится в течение семи календарных дней после его издания (п. 26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек).

Ниже заголовка в графе 1 трудовой книжки указывается порядковый номер вносимой записи, в графе 2 – дата приема на работу.

В графу 3 трудовой книжки вносится запись о назначении на должность директора или генерального директора, в графу 4 трудовой книжки вносятся дата и номер приказа (распоряжения) нанимателя.


Образец оформления записи о приеме на работу в трудовой книжке 

a3e40dbd5e.jpg

Внимание! В графу 4 вносятся реквизиты приказа (распоряжения) о приеме на работу, а не документа, на основании которого руководитель был назначен (избран) на эту должность (протокола общего собрания участников хозяйственного общества, решения собственника имущества унитарного предприятия и т.п.). 


Шаг 11. Оформление при необходимости личной карточки на работника

Наниматель с 14.09.2014 по своему усмотрению (согласно принятому у него порядку кадрового делопроизводства) может (а не обязан) вести личную карточку.
Если наниматель решил продолжить вести личные карточки на работников, то он, ввиду отсутствия в действующем законодательстве унифицированной формы личной карточки, либо может самостоятельно разрабатывать форму личной карточки работника и порядок ее ведения, либо модифицировать под себя ранее действовавшую форму № Т-2, утвержденную постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций».


Образец оформления записи о приеме на работу в личной карточке

3. Назначения и переводы

a2db6acb1e.jpg

Шаг 12. Заполнение документов по воинскому учету (при приеме по основной работе)

После проверки документов на лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за воинский учет оформляет специальную личную карточку (личную карточку воинского учета), форма которой содержится в приложении 2 к Инструкции о порядке воинского учета (форма № 2).
Личные карточки воинского учета заполняются на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов, необходимых для заполнения личной карточки.

Заполнение раздела «Сведения о воинском учете» личной карточки воинского учета (оборотная сторона формы № 2) производится в соответствии с записями, содержащимися в документах воинского учета.

Образец оформления сведений о воинском учете в личной карточке воинского учета
095a7cb27e.jpg

После заполнения всех граф личной карточки лицо, ответственное за воинский учет, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения.
На лиц, исключенных с воинского учета (например, по состоянию здоровья, по достижении предельного возраста состояния в запасе), личные карточки воинского учета при приеме на работу не заводятся. 


Шаг 13. Оформление документов по персонифицированному учету (ПУ-1, ПУ-2) и представление их в территориальные органы ФСЗН


Оформление документов персонифицированного учета производится в соответствии с постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» (далее – Инструкция о заполнении ДПУ), а порядок и сроки их представления – в соответствии с Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила).

Так, например, форма ПУ-2 (тип формы – исходная), по общему правилу, представляется работодателем один раз в квартал не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил) (с 1 января 2019 г.).

При назначении на должность руководителя хозяйственного общества его единственного участника отметим, что:
  • согласно абзацу третьему ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь как работающие граждане выделены физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя;
  • согласно п. 1-1 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», юридические лица являются плательщиками в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.
То есть за единоличного участника, одновременно осуществляющего полномочия руководителя хозяйственного общества, хозяйственное общество как плательщик уплачивает соответствующие страховые взносы. Следовательно, в такой ситуации также необходимо оформлять документы персонифицированного учета.


Шаг 14. Уведомление о приеме на работу руководителя-пенсионера, руководителя-военнообязанного и т.п.

Согласно ст. 93 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» на работодателя возложена обязанность при приеме на работу пенсионера известить об этом в пятидневный срок орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Это правило распространяется и на прием на работу руководителя организации. 

Заметим, что суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.

О приеме на работу граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, необходимо в месячный срок сообщать в военные комиссариаты (обособленные подразделения) (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»).

Образец оформления уведомления органа, осуществляющего воинский учет, о приеме на работу военнообязанного
81947ca394.jpg


Шаг 15. Направление на проверку знаний по охране труда

Руководители организаций, структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности, должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (подп. 1.1 Типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 6 к Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175)).

В соответствии с должностными обязанностями руководителя организации он в том числе обязан принимать меры по созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда (выпуск 1 ЕКСД), а также выполнять ряд обязанностей по обеспечению охраны труда.

Необходимость проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей организаций установлена частью седьмой ст. 25 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

Согласно частям седьмой и восьмой ст. 25 Закона об охране труда, п. 5 Положения о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда», руководитель организации не позднее одного месяца со дня назначения на должность должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда.


Владимир Эдуардович Самосейко, юрист