Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Как оформить переход от ЕТС к ТС в коммерческой организации (в связи с отменой ЕТС)

20.11.2019
Как оформить переход от ЕТС к ТС в коммерческой организации (в связи с отменой ЕТС)

Введение

Согласно п. 1 Указа № 27 с 1 января 2020 г. оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку.

Иными словами, бюджетные организации при оплате труда отходят от ЕТС, что у коммерческих организаций вызвало некоторые вопросы:

  • означает ли это, что ЕТС отменена;

  • и если нет, то можно ли ее применять дальше, а если да, то что делать в такой ситуации?


Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 № 21 и представляет собой 27-размерную тарифную сетку. 

Именно на ЕТС строилась система оплаты труда бюджетных организаций до 01.01.2020, а также коммерческих с 2002 года (с учетом п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников») по 01.06.2011 (до вступления в силу Указа № 181).

И хотя бюджетные организации с 01.01.2020 переходят на новую тарифную систему оплаты труда, формально ЕТС сохраняется, ее никто не отменяет, но и не будет случаев, когда ее применение будет обязательным.

То есть ЕТС будет носить рекомендательный характер, как, например, гибкие системы оплаты труда (для сравнения: для применения ЕТС есть Рекомендации № 67, для гибких – Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда). Обязательными они становятся в отношении конкретной организации, после включения ее в локальный правовой акт об оплате труда.

Для коммерческих организаций порядок перехода с ЕТС на иные системы оплаты труда регулируется Указом № 181, и после 01.01.2020 не изменяется. Это подтверждается ст. 61 ТК в редакции после 28.01.2020.

Так, согласно указанной статье можно выделить три подхода к оплате труда (табл. 1).


                                                                                                               Таблица 1


То есть для работников организаций реального сектора экономики оплата труда остается без изменений на основе тарифных ставок и тарифных окладов. 


Правовая оценка ситуации

Согласно части второй ст. 32 ТК изменением существенных условий труда признается в т.ч. изменение системы оплаты труда. То есть при изменении системы оплаты труда необходимо соблюсти требования ст. 32 ТК с учетом подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (последнее актуально только до 28.01.2020).

При этом ТК не приводит определения системы оплаты труда. Такое определение есть, в частности, в Рекомендациях по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.05.2012 № 56. Согласно данным Рекомендациям система оплаты труда – порядок установления заработной платы, обеспечивающий стимулы к высокопроизводительному труду работников определенной группы или категории посредством установления функциональной зависимости между мерой труда и мерой его оплаты на основе организационно-технического нормирования труда, тарифного нормирования заработной платы, применения определенной формы оплаты труда и премиальных выплат.

При этом на практике нет единого мнения, является ли применение или отказ от применения ЕТС системой оплаты труда и, соответственно, ее изменением (некоторые утверждают, что да, некоторые указывают, что это иные условия оплаты труда). 

В практическом плане это не имеет значения, т.к. отказ от применения ЕТС, в т.ч. в пользу иной тарифной системы (в частности, разработанной в данной организации), приводит к изменению системы оплаты труда (см., например, раздел III Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда).

Однако нормы ст. 32 ТК в такой ситуации не будут применяться, если будут соблюдены условия Указа № 181. Дело в том, что нормы Указа № 181 рассматриваются как нормы, имеющие большую юридическую силу, чем ТК (напомним, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (см. ч. 3 ст. 137 Конституции Республики Беларусь, п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»), кроме того, некоторые специалисты также рассматривают нормы Указа № 181 как нормы, изменяющие законодательство о труде (т.е. можно применить исключение, предусмотренное ч. 4 ст. 19 ТК, без учета срока давности).

Так, подп. 2.1 п. 2 Указа № 181 предусмотрено, что коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить:

  • недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

  • установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход;

  • соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.


То есть при соблюдении условий, предусмотренных подп. 2.1 п. 2 Указа № 181, не надо применять нормы ст. 32 ТК, достаточно лишь уведомить работников об изменении условий оплаты труда согласно ст. 65 ТК. Это же следует из Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда.

Если в результате отказа от ЕТС в организации не могут быть соблюдены условия Указа № 181, в т.ч. уменьшится размер заработной платы, то необходимо соблюсти требования ст. 32 ТК.

Заметим, что бюджетные организации в силу Указа № 27 обязаны отказаться от применения ЕТС. То есть выбор новой системы оплаты труда, основанной на Указе № 27, не будет выбором (решением) конкретного нанимателя, и, соответственно, нет оснований для применения норм ст. 32 ТК. Кроме того, в отношении работников таких организаций будет применяться исключение, закрепленное в части четвертой ст. 19 ТК, согласно которому в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора (в данном случае условия об оплате труда) должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.


Примечание. Законодательство не ограничивает нанимателей в применении различных систем оплаты труда в отношении различных категорий работников (служащие или рабочие) или в зависимости от структурных подразделений и т.п. То есть наниматель может, например, сохранить применение оплаты труда с применением ЕТС в отношении одних работников, а других перевести на гибкие условия оплаты труда.  


Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

от 99.50 руб/мес
доступ при подписке