Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Как оформить внутрисменный простой

12.06.2019
Как оформить внутрисменный простой
Сравнение оформления внутрисменного простоя и иных видов простоя
Шаг 1. Желательно предварительно закрепить в ЛНА обязанность работников сообщать нанимателю о фактах простоя.
Шаг 2. Сообщить руководителю структурного подразделения или организации о простое.
Шаг 3. Зафиксировать (оформить) простой.
Шаг 4. Издание при необходимости приказа о простое.
Шаг 5. Произвести учет времени внутрисменного простоя.


В законодательстве выделяют внутрисменные (от 5 минут [1], но не более продолжительности рабочего дня (смены), целодневные (целосменные [2]) и длительные (более одной смены или рабочего дня, но не более 6 месяцев [3]) виды простоя. 

Как правило, в профессиональной литературе рассматриваются вопросы оформления целодневных и длительных простоев, оставляя внутрисменный простой вне основного внимания. Предлагаем в такой ситуации остановиться на особенностях оформления внутрисменного простоя. 

[1] См.: ч. 10 ст. 133 ТК.
[2] См.: п. 8 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (далее – Инструкция № 86).
[3] См.: ч. 1 ст. 34 ТК.
Используемые НПА:
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь;
  • Инструкция о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (далее – Инструкция № 86).
Общие положения
В трудовом законодательстве нет обязательных требований к составляемой при простое документации, в т.ч. и обязанности нанимателя оформлять его отдельным приказом (распоряжением).

Можно выделить общие нормы об обязанности нанимателя вести учет рабочего времени и отдельные нормы законодательства, которые в той или иной степени детализируют данную обязанность применительно к простою.

Например, согласно п. 8 Инструкции № 86 в организациях должен быть налажен учет как целодневных, так и внутрисменных простоев. Документами для учета простоев могут служить табели учета рабочего времени, листок оплаты простоя, ведомости на выплату заработной платы, другие документы, содержащие необходимые сведения.

Документы об учете рабочего времени должны храниться в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.
Другими словами, наниматель с учетом части первой ст. 133 ТК должен сам решить, каким образом оформить простой с учетом принятых в организации правил документооборота.


Сравнение оформления внутрисменного простоя и иных видов простоя

Ниже в таблице приведено сравнение особенностей оформления трех видов простоя. Сравнение условное, т.е. в законодательстве не установлено четких правил по оформлению простоя.


Таблица — Сравнение оформления трех видов простоя
7bbd66d99b.jpg
ac2ef91356.jpg

Шаг 1. Желательно предварительно закрепить в ЛНА обязанность работников сообщать нанимателю о фактах простоя.

На практике в развитие п. 7 части первой ст. 55 ТК принято в локальных нормативных (правовых) актах конкретизировать обязанность работника заявлять (сообщать) нанимателю (непосредственному руководителю) о выявленном им факте простоя.

Шаг 2. Сообщить руководителю структурного подразделения или организации о простое.

Пунктом 7 части первой ст. 55 ТК для работников установлена обязанность принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю.

Таким образом, если работник установил факт простоя, он должен представить руководителю структурного подразделения или организации докладную записку. В ней нужно описать причину, вызвавшую простой, и по возможности привести свои предложения и рекомендации по ее устранению. Приведем пример текста докладной записки.

Пример оформления докладной записки работника о простое
16b5f0fff2.jpg

Шаг 3. Зафиксировать (оформить) простой.

Внутрисменный простой принято оформлять листком о простое. Такой вывод можно сделать как на анализе ранее действовавшего законодательства, так и действующего (см., в частности, ч. 11 ст. 133 ТК).
Например, согласно п. 58 (уже утратившей силу) Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (далее – Инструкция № 80), внутрисменный простой должен был оформляться листками о простое. При этом целодневные простои в числе внутрисменных простоев не учитываются, а отражаются отдельно.

В разделе 2.2 Методических рекомендаций Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности от 28.10.2005 указано, что простои рабочих и оплата времени простоя оформляются специальным листком. Листки о простоях выписываются на всех производственных рабочих, имевших в течение дня текущие простои, независимо от вида оплаты.

Так как в настоящее время унифицированных форм по учету рабочего времени, учету (оформлению) простоя нет, такие формы разрабатываются и ведутся нанимателями самостоятельно.

За основу можно взять прежние унифицированные формы. Например, листок о простое был предусмотрен (приведен) в:
  • приложении 24 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2009 № 1 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации, предназначенных для использования организациями, входящими в состав Белорусской железной дороги»;
  • форме Т-16 (формы первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь, приведенных в приложении к постановлению Министерства промышленности Республики Беларусь от 07.04.2006 № 4 «Об утверждении форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь»);
  • форме Т-16 (приложение к приказу Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.1997 № 12 «Об использовании специализированных форм первичных учетных документов, применяемых в торговле») и т.д.
Заметим, что ранее в п. 10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 07.04.2006 № 4, указывалось, что листок учета простоев (форма Т-16) предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы рабочему за время простоя. При этом данный листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.
Заметим, что, оформляя простой в организации, в т.ч. внутрисменный, принято точно указывать его причины, а также «виновника» простоя, т.к. именно от этого зависит, прежде всего, оплата времени простоя.

Шаг 4. Издание при необходимости приказа о простое.

На практике нередко простой, в т.ч. внутрисменный, дополнительно оформляют приказом (о простое). Как правило, издание такого приказа обосновывают необходимостью оплаты (или неоплаты) простоя.

Однако не во всех случаях для решения вопросов оплаты необходимо издавать приказ. Например, при временной нетрудоспособности. 
Действительно, при объявлении длительного простоя и решении вопроса о необходимости (или нет) нахождения работников на рабочих местах приказ более чем целесообразен и полезен. Но в случае с внутрисменным простоем он больше фиксирует уже случившийся факт, а время простоя и сам факт простоя оформляются таким первичным документом, как листок простоя. 
В любом случае необходимость издания приказа в настоящее время – это самостоятельное решение (каждое в отдельности) нанимателя. 

Шаг 5. Произвести учет времени внутрисменного простоя.

В силу части первой ст. 133 ТК наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее. При этом учет явок на работу и ухода с нее согласно части третьей ст. 133 ТК ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений. В этой же части указано, что формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем. То есть и условные обозначения. 

Учет времени внутрисменных простоев отражается в табеле, в т.ч. на основании листка о простое (см., например, п. 75 Методических рекомендаций по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг (продукции, работ) в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.08.2010 № 126а, согласно которому отметки в табеле учета использования рабочего времени о причинах неявок на работу, о работе неполный рабочий день, о сверхурочной работе и других отступлениях от установленного режима работы должны быть сделаны только на основании документов, оформленных в установленном порядке (листки нетрудоспособности, листки о простое, справки о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.п.).
Напомним, что согласно п. 48 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92, внутрисменные простои в числе целодневных простоев не учитываются, а отражаются отдельно.

На практике многие наниматели продолжают использовать условные обозначения, которые ранее были предусмотрены Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (далее – Инструкция № 80) (утратила силу с 1 января 2009 г.).

Согласно приложению 4 к Инструкции № 80 для учета времени внутрисменного простоя было предусмотрено следующее условное обозначение:


Код

Наименование вида затрат рабочего времени

ВП

Внутрисменные простои




Владимир Эдуардович Самосейко, юрист