Раз вы на этой странице, значит, у вас те же проблемы, что и у 95% компаний.
Действительно, на рынке труда многое изменилось: теперь соискатели выбирают подходящую им работу, а работодатели ведут борьбу за опыт и таланты. Разместили вакансию на всех возможных площадках – и тишина. Или откликаются совершенно не целевые кандидаты. Рассмотрим причины возникновения такой ситуации и разберемся, как правильно написать вакансию.
Почему не откликаются нужные
Без внятного ТЗ результат ХЗ.
(цитата великих маркетологов
Интересно, что не все специалисты на найму задаются вопросом, как правильно написать вакансию, и это, несомненно, ведет к фатальным для бизнеса ошибкам в подборе персонала.
Привлечение правильных кандидатов объявлением напоминает рыбалку. Если объявление-приманка «не та», то и клюют «не те». Или вообще нет клева.
Каждый опытный рыбак точно знает, кого будет ловить и какую наживку нужно повесить на крючок для успешной ловли. Вот и нам нужно взять с них пример.
Еще перед написанием объявления нужно определить, кого конкретно мы ищем: амбициозную «акулу» продаж или солидного офисного «карася». Во многих компаниях, к сожалению, портрет соискателя составляется формально.
Пример из практики
Руководитель производства жалуется, что никак не может найти нормального начальника производства строительных материалов. Спрашиваю: а какой специалист нужен? На что в ответ слышу: да хоть какой-нибудь! Вот и получали, что заказывали: «хоть какие-нибудь» и откликались. Сели с собственником, написали портрет идеального кандидата, и буквально на следующей неделе пришли два подходящих соискателя, и проблема свелась к мукам выбора. Но это уже другая история.
Пока нет четкого понимания, кого конкретно нужно искать, с какими навыками и для решения каких задач – не тратьте деньги на размещение вакансии и время на общение с кандидатами. Чтоб найти хорошего сотрудника, определите, какой именно сотрудник для вашей компании будет хорошим, какие компетенции, знания и личные качества являются обязательными и критичными.
О том, как происходит процесс определения необходимых качеств и навыков сотрудника, читайте в статье о составлении профиля должности.
Скопировать у конкурентов – не решение
Часто есть соблазн взять за образец вакансии чужое объявление: мало своего опыта написания, вакансия для компании новая и просто «в целях экономии времени и усилий».
Только нет двух одинаковых компаний, в каждой свои особенности, задачи, ценности, подходы. Объявление – это первая коммуникация с нашим будущим сотрудником. Зачем же общаться чужими словами?
Особенно странные и нелепые конструкции получаются, когда объявление скопировано бездумно. Или «франкенштейны», слепленные из нескольких разных текстов, не объединенные общей идеей и стилистикой.
А вот тут у вас есть помощники – ваши лучшие сотрудники. Спросите, что их привлекло в компанию, когда они искали работу, и почему они с вами до сих пор. Это поможет вам понять, что же их «зацепило», что важно для них и влияет на их выбор.
Хорошая вакансия – серьезная подготовительная работа!
Составьте чек-лист для оценки полноты профиля кандидата:
-
название должности;
-
причина появления вакансии;
-
особенности корпоративной культуры;
-
основные компетенции кандидата;
-
ключевые функции;
-
кому подчиняется и кем руководит;
-
образование, опыт работы, навыки и знания, личные качества (принципиальные);
-
где расположено рабочее место;
-
возможности кандидата в компании и вознаграждение за его труд;
-
данные контактного лица;
-
предпочтительный пол/возраст/статус и пр.;
-
место предположительного проживания кандидата, способ добраться до работы;
-
поведение (что посещает, как ищет работу, в каком окружении общается и пр.).
Сделано? А теперь здраво оцените реальность своих запросов к кандидату и конкурентоспособность вашего предложения. Потому что, к сожалению, периодически сталкиваюсь с приглашениями сотрудников, которые должны знать и уметь все, от иврита до квантовой физики за неприлично скромную зарплату в кабинете с видом на психбольницу. В нескольких километрах от МКАД. Вы же не из таких?
«Мотивация» – не просто модное словечко
Мотивация – это внутреннее побуждение кандидата работать у вас. Что им движет, что заставляет вставать утром с постели и идти на работу? Заметьте, сейчас все реже используется слово «работник», все чаще – «сотрудник», тот, кто трудится плечом к плечу. Очень важно понимать, что соискатель выбирает не соотношение «обязанности/зарплата», а решение своих жизненных проблем, возможность самореализации, удовольствие, в конце концов. Что значимо для него? Предложите ему это в объявлении.
Для разных должностей значимость факторов отличается. Бухгалтерам важнее стабильность, комфортное рабочее место и соответствующее программное обеспечение. Руководителям отдела продаж – возможность влиять на доход, выстраивать команду «под себя» и т.д. Программистам – интересные проекты, новые платформы, отличное «железо».
Большинству способных людей нравятся масштабные и этичные цели компании, возможность оставить яркий след (причем наиболее это значимо именно для молодежи, которую так проблематично привлекать), участие в соцпроектах и благотворительности.
Что важно «вашим людям»? Предложите. И предварительно «отработайте возражения» прямо в тексте (например, «да, расположены не в центре, но у нас служебный автобус»).
В ваших объявлениях должен быть вызов, который только продуктивный кандидат способен принять:
-
У вас есть достижения в построении успешных команд (активных продажах, внедрении управленческого учета и пр.), и вы можете это доказать.
-
Просим вас выслать ваше портфолио (пример кода, список реализованных вами проектов и т.п.).
-
Работа требует серьезных усилий (мы завалены работой, наш телефон практически не замолкает благодаря нашим маркетологам).
-
Конкурсный отбор (вакансия серьезная, к нам попадут самые компетентные).
-
Готовность учиться новому (придется освоить порядка 5000 товарных позиций).
-
Способность справляться с чем-либо (если вы считаете, что с отказа продажа только начинается; если «жить» в самолетах – ваша мечта).
-
Фильтры прямо в объявлении (например, если требуется переводчик – часть объявления можно написать на иностранном языке).
Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!