Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Как вносить изменения в правила внутреннего распорядка

04.01.2019
Как вносить изменения в правила внутреннего распорядка
Одной из обязанностей нанимателя при приеме на работу является ознакомление работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 ч. 1 ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК; приложение 1 к электронной версии журнала). 
Составление и утверждение правил внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) является не правом, а обязанностью нанимателя независимо от формы собственности, численности работников и вида деятельности организации.

От того, насколько четко регламентированы ПВТР организации, во многом зависят трудовая и исполнительская дисциплина, микроклимат в коллективе, а также теоретическая возможность возникновения трудовых споров. В процессе работы организации ввиду экономических, организационных, технологических причин может появиться необходимость внесения изменений в ПВТР.

Необходимо учитывать, что внесение изменений в ПВТР довольно часто будет являться изменением существенных условий труда. Согласно части второй ст. 32 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала) таким изменением является изменение режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени и др.
В соответствии с требованиями части первой ст. 32 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала) наниматель вправе изменять существенные условия труда работников только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.  


Рассмотрим примерный алгоритм внесения изменений и дополнений в ПВТР.

Определение должностных лиц, ответственных за подготовку изменений в ПВТР
В состав рабочей группы по разработке изменений в ПВТР необходимо привлечь работника кадровой службы, юридической службы, бухгалтерии, отдела по организации оплаты труда, начальников отделов, других структурных подразделений (при необходимости). 
После определения круга таких лиц необходимо издать соответствующий приказ. 
В приказе необходимо указать ответственное должностное лицо за подготовку проекта изменений.
Также в приказе необходимо указать срок подготовки проекта. 

Согласование проекта изменений в ПВТР с руководителями структурных подразделений 
Проект изменений в ПВТР согласовывается самими участниками рабочей группы. 
Для этого должностные лица, принимавшие участие в разработке проекта, подписывают его, указав должность и дату. 
Таким же образом проект изменений согласовывается с начальниками структурных подразделений, в отношении которых будут действовать планируемые изменения.
На этой стадии юридической службе необходимо проверить, чтобы проект изменений в ПВТР не ухудшал положения работников по сравнению с законодательством о труде.
Согласно части второй ст. 7 и части второй ст. 194 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала) локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. 

Согласование предполагаемых изменений с профсоюзом (при наличии в организации) 
Согласно ст. 195 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала) правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов.
Проект изменений в ПВТР необходимо согласовать с профсоюзом при его наличии в организации. 
При этом необходимо учитывать, что по результатам рассмотрения изменений профсоюз может внести свои правки в проект, в таком случае понадобится дополнительное согласование новых изменений всеми участниками рабочей группы.
 
Оформление и утверждение новой редакции ПВТР
Необходимо внести согласованные изменения и дополнения в ПВТР. О внесении изменений и утверждении новой редакции ПВТР необходимо издать приказ. 
Согласно ст. 195 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала) ПВТР устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Типовые правила внутреннего трудового распорядка (далее – Типовые ПВТР) утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка» (приложение 1 к электронной версии журнала). 
Согласно п. 6 Типовых ПВТР (приложение 1 к электронной версии журнала) утвержденные правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателей.

Таким образом, новая редакция ПВТР должна быть утверждена нанимателем. ПВТР утверждается руководителем организации путем проставления в правом верхнем углу на первой странице после слова «УТВЕЖДАЮ» подписи, должности руководителя, его Ф.И.О., даты и печати организации (при ее наличии). 

Ознакомление работников организации с новой редакцией ПВТР
С новыми ПВТР необходимо ознакомить работников под роспись. Для этого лучше всего подходит лист ознакомления, который будет являться приложением к ПВТР. В листе ознакомления указываются Ф.И.О., должность (профессия) работника, дата ознакомления и подпись. 

Изменение режима рабочего времени будет являться изменением существенных условий труда. 
Такие изменения в отношении работника производятся в порядке, установленном ст. 32 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала).
Согласно требованиям подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (приложение 1 к электронной версии журнала) об изменении существенных условий труда наниматель обязан предупредить работника письменно не позднее чем за семь календарных дней. 

В письменном предупреждении об изменении существенных условий труда в обязательном порядке указывается, что в случае несогласия работника с изменениями, предложенными нанимателем, он будет уволен по п. 5 части второй ст. 35 ТК (приложение 1 к электронной версии журнала).
В подобной ситуации каждый работник имеет право самостоятельно принимать решение о целесообразности принятия в отношении себя предложенных нанимателем изменений режима рабочего времени. 


Алексей Иванович Штейнер, юрист