Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Определение одинокой матери: от теории к практике

10.09.2018

Определение одинокого родителя и одинокой матери 

В части первой п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума № 2) установлено, что к одиноким матерям, на которых распространяются гарантии, предусмотренные ст. 268 ТК, следует относить:

- женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также

- вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей.


Одновременно в соответствии с частью пятой подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь одинокими родителями признаются:

- мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в записи акта о рождении ребенка по указанию матери или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;

- родитель, если второй родитель ребенка умер или лишен родительских прав;

- усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке.


Заметим, что в связи с отсутствием легального (официального на уровне законодательного акта) определения одинокого родителя (одинокой матери) в сфере трудовых отношений было обращение по данному вопросу в Конституционный Суд, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18.09.2014 № Р-946/2014 «О понятии "одинокая мать" в трудовых правоотношениях».

В своем Решении Конституционный Суд указал, что:

- постановление Пленума № 2, определяющее, что к одиноким матерям, на которых распространяются соответствующие гарантии, предусмотренные ст. 268 ТК, фактически содержит не разъяснение по вопросу применения законодательства о труде, а новую правовую норму, дополняющую законодательное регулирование трудовых и связанных с ними отношений в части определения, какие лица имеют право на гарантии, закрепленные в ст. 268 ТК (прим. автора, т.е. Верховный Суд вышел за рамки своих полномочий);

- отсутствие в Трудовом кодексе положений, определяющих, какие лица признаются одинокими матерями применительно к гарантиям, предусмотренным ст. 268 ТК, создает условия для неоднозначного понимания его норм, и, следовательно, может привести к нарушению конституционных требований о гарантированности прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства актах, а также о недопустимости пользования преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Также Конституционный Суд рекомендовал Совмину внести в Парламент законопроект, предусматривающий внесение изменений в Трудовой кодекс в части включения в него определения одинокого родителя. В настоящее время такой законопроект внесен в Парламент и согласно ему в нем предусмотрено следующее определение:

одинокий родитель – мать (отец), не состоящая в браке (не состоящий в браке) и воспитывающая (воспитывающий) несовершеннолетнего ребенка в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим; мать, не состоящая в браке и воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, сведения об отце которого внесены в запись акта о рождении ребенка по указанию матери; усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке и воспитывающий несовершеннолетнего ребенка (см. Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений», размещен на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь по адресу: http://www.pravo.by/print.aspx?guid=3871&p0=2016040001).

Исходя из данного определения предполагается расширить понятие вдовца (т.е. также если второй родитель объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим), а также расширен перечень случаев, когда родитель признается одиноким (если второй родитель лишен родительских прав, признан недееспособным), к данной категории также предлагается отнести усыновителей (удочерителей), не состоящих в браке и воспитывающих несовершеннолетнего ребенка. 

Вывод. В Трудовом кодексе не приводится определения одинокого родителя (одинокой матери), что на практике приводит к разногласиям (разному толкованию указанного термина). Но все же суды придерживаются определения, которое приведено в постановлении Пленума № 2. Отсюда и рекомендация: до тех пор, пока в Трудовой кодекс не будут внесены соответствующе изменения, ориентироваться на судебную практику (постановление Пленума № 2).

 

Документальное подтверждение статуса одинокой матери 

Перечень документов, подтверждающих статус одинокой матери, представлен в таблице ниже.

   

                     Документы, подтверждающие статус одинокой матери

Категория одинокой матери

Документы, подтверждающие их статус

Женщины, не состоящие в браке и имеющие детей (ребенка) в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери

- справка, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка (абз. 2 п. 103, абз. 3 п. 104, п. 107 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния, п. 5.14 Перечня административных процедур);

- отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца) (п. 11-1 Положения о регистрации актов гражданского состояния)

Вдовы, не вступившие в новый брак и имеющие детей (ребенка) в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет)

- свидетельство о смерти отца детей;

- отсутствие отметки о заключении брака в документе, удостоверяющем личность (паспорте, виде на жительство, удостоверении беженца) (п. 11-1 Положения о регистрации актов гражданского состояния)

Примечание: инвалидность ребенка до 18 лет подтверждается заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК), удостоверением ребенка-инвалида (ч. 1, 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», ч. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»).

 Пояснения

Частью первой ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и п. 15 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния установлено, что при регистрации рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в записи акта о рождении производится по фамилии матери, собственное имя и отчество – по указанию матери ребенка, национальность отца – по национальности матери. Другие сведения об отце ребенка в запись акта о рождении не вносятся.

Это значит, что в свидетельстве о рождении ребенка в графе «Отец» будет указана фамилия матери. Статус одинокой матери подтверждается соответствующей справкой о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка.

В соответствии с нормами подп. 3.3 п. 3 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 16.08.2006 № 43 «Об утверждении форм справок, журналов и других документов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния» органы, регистрирующие акты гражданского состояния, архивы органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета при выдаче справок при необходимости дополнительно указывают в справках о рождении, если запись об отце в записи акта о рождении ребенка произведена на основании заявления матери, не состоящей в браке, следующую дополнительную информацию: «Запись об отце в записи акта о рождении ребенка произведена на основании заявления матери, не состоящей в браке, в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье». 

Вывод. Основным документом, подтверждающим статус одинокой матери (женщины, не состоящие в браке и имеющие детей), является не столько свидетельство о рождении ребенка, где в графе «Отец» будет указана фамилия матери, а специальная справка о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка.

И если у работницы имеется соответствующий документ (справка о рождении с указанием дополнительной информации), то она будет признана одинокой матерью и в отношении нее будут действовать гарантии, установленные законодательством, коллективным договором и т.п.

Ошибки и заблуждения на практике в связи с неверным пониманием определения «одинокая мать» 

Как правило, заблуждения имеют место со стороны работниц. Их условно можно выделить в две группы:

- в первом случае работницы неверно интерпретируют (понимают) термин «одинокая мать». С одной стороны, это явление, как говорилось ранее, обусловлено тем, что нет соответствующего толкования (определения) понятия «одинокая мать» в Трудовом кодексе.

Так, некоторые матери полагают, что они подпадают под категорию одиноких матерей, если они воспитывают детей, но при этом есть второй (живой) родитель;

Яркий пример приведен в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 18.09.2014 № Р-946/2014 «О понятии "одинокая мать"», в котором указано, что по иску гражданки Геращенко В.М. в суде рассматривалось дело о незаключении с ней трудового договора. В обоснование исковых требований она ссылалась на норму ст. 268 ТК, в соответствии с которой запрещается отказывать в заключении трудового договора одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет). Данная гражданка была на момент рассмотрения спора разведена и воспитывала двоих несовершеннолетних детей, одному из которых еще не было четырнадцати лет. Отец детей помощи в их воспитании и содержании не оказывал. Но в иске ей было отказано.

- если «скрыть» документы, подтверждающие статус одинокой матери, или не оформить их своевременно, то все равно положены гарантии.

Наниматель не вправе требовать у женщины при приеме на работу перечисленные в таблице документы (ч. 1, 3 ст. 26 ТК). То есть женщина (одинокая мать) вправе их представить по собственной инициативе, но не обязана это делать (см. ч. 4 п. 9 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46). Однако женщина, которая не представила нанимателю документы, не сможет при приеме на работу воспользоваться гарантиями, установленными п. 6 части первой ст. 16, части второй ст. 268 ТК.

Заметим, что некоторые документы, предъявляемые при приеме на работу, подлежат включению в состав личного дела работника. 

Пример

В Октябрьском суде г. Витебска рассматривалось дело женщины (работницы) к торговому республиканскому унитарному предприятию «В» (РУП «В») о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании морального вреда. Она 10.01.2013 была принята на работу к ответчику по контракту в качестве агента по торговле О-го межрайонного отделения РУП «В» сроком на четыре года, а 14.12.2015 была уволена по п. 1 ст. 42 ТК в связи с сокращением штата работников. Увольнение работница полагала незаконным, поскольку она обратилась к ответчику до увольнения с заявлением об отсутствии его оснований, т.к. она является одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте четырех лет, находится в разводе. Указанные обстоятельства подтверждены решением суда от 26.05.2014 о расторжении брака между ней (истицей) и В. и решением суда от 10.11.2015, которым из актовой записи о рождении ее сына исключены сведения об отце ребенка. В органах ЗАГС запись об отце ребенка сделана со слов истицы.

Судом было отказано работнице в иске по ряду обстоятельств, в т.ч. судом было установлено, что на момент предупреждения о сокращении истица не сообщала о том, что является одинокой матерью, указав только на наличие у нее ребенка в возрасте от 3 до 14 лет. Копия решения суда от 10.11.2015 об исключении из актовой записи о рождении сведений об отце ребенка была представлена истицей уже после издания приказа об увольнении, в момент ознакомления с ним. Кроме того, в момент рассмотрения спора в суде данное решение отменено, поэтому правовых оснований считать истицу одинокой матерью нет. Для признания истицы одинокой матерью нужно не решение суда, а актовая запись о рождении ребенка, зарегистрированная в органах ЗАГС, которая должна была быть оформлена истицей на основании решения суда об исключении из актовой записи о рождении ее ребенка сведений об отце.

Изменения в актовую запись о рождении ребенка истицы были внесены в органах ЗАГС 24 декабря 2015 г. В связи с этим суд посчитал, что именно с указанной даты истица стала законодательно относиться к категории одиноких матерей. Увольнение же было произведено 23.12.2015, т.е. до наступления правовых последствий, дающих истице право на применение норм ст. 268 ТК. 

Заблуждения, точнее – ошибки со стороны нанимателей, как правило, заключаются в игнорировании дополнительных гарантий, которые предоставляются одиноким матерям соглашениями, коллективными договорами. Например, согласно п. 7.18 Соглашения между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Белорусским профсоюзом работников здравоохранения на 2016-2018 годы увольнение по истечении срока контракта работников, получивших на производстве трудовое увечье или профессиональное заболевание, одиноких родителей, опекунов, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, а также воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, производить только с предварительного согласия профсоюзного комитета данной организации, если инициатором расторжения контракта является наниматель.

Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 № 1454 (далее – Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния).

Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».


Владимир Эдуардович САМОСЕЙКО, юрист