Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Особенности трудоустройства выпускников и работы молодых специалистов в вопросах и ответах

10.09.2018

1. Какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться при приеме на работу молодого специалиста?

 

Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими статус молодого специалиста и предоставляющими гарантии и компенсации для такой категории работников, являются:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании);
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК);
  3. Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее – Положение о порядке распределения).

 

2. Кто имеет статус молодого специалиста?

 

Согласно Кодексу об образовании статус молодого специалиста или молодого рабочего (служащего) имеют:

  1. выпускники, работающие по распределению, в течение срока обязательной работы по распределению (п. 5 ст. 83);
  2. выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы (п. 4 ст. 84);
  3. выпускники, работающие по перераспределению, в течение срока обязательной работы по перераспределению (п. 4 ст. 85).


Распределение – процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.


Распределение, направление на работу выпускников осуществляются учреждением образования или государственным органом, в подчинении которого находится учреждение образования.

 

3. Выпускникам гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Как на практике реализуется данная норма законодательства?

 

Согласно п. 4 Положения о порядке распределения выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, а также направленным на работу, при выдаче документа об образовании выдается свидетельство о направлении на работу по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке распределения.


Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.


В свидетельстве о направлении на работу, помимо других сведений, указываются специальность (специализация) лица, направляемого на работу, а также конкретная должность, профессия (разряд, класс, категория), на которую наниматель обязан принять направляемого на работу.

Наниматель не вправе принять направленное на работу лицо по другой должности или профессии.

Похожее изображение

 

4. В свидетельстве о направлении на работу указывается календарная дата, не позднее которой выпускник обязан прибыть к месту работы.

Может ли молодой специалист приступить к работе раньше?

 

Согласно п. 27 Положения о порядке распределения выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в данном свидетельстве, и отработать указанный в нем срок обязательной работы.


Необходимо учитывать требования п. 3.2 ст. 48 Кодекса об образовании, в соответствии с которыми выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляется отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена.


Таким образом, до прибытия на работу законодатель предоставил выпускнику право на отдых. При этом законодательством установлена минимальная продолжительность такого отдыха. Будущим педагогическим работникам установлен более продолжительный отдых в сравнении с другими категориями работников.


Законодательство не запрещает молодому специалисту приступить к работе ранее календарной даты, указанной в свидетельстве о направлении на работу.


По инициативе выпускника и только с согласия нанимателя продолжительность отдыха может быть сокращена. С целью исключения трудовых споров в дальнейшем инициатива выпускника о начале работы ранее установленного срока должна быть выражена в письменном заявлении на имя работодателя.


В случае если работник уже трудоустроился согласно направлению на работу, получить отдых можно путем предоставления молодому специалисту трудового или социального отпуска с согласия нанимателя и в соответствии с трудовым законодательством.


Так, молодой специалист по договоренности с нанимателем может получить кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам на основании ст. 190 ТК.

 

5. Какие компенсации предоставляются молодому специалисту в связи с переездом?

 

Гарантии и компенсации в связи с переездом на работу в другую местность установлены ст. 96 ТК.


Работникам, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, приемом в соответствии с предварительной договоренностью, выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:


  1. стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;
  2. расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на самого работника, выпускника и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);
  3. суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;
  4. единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника.


Прежде всего необходимо определить, имеет ли право выпускник на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность.


Трудовым законодательством не приводится значение термина «другая местность».


В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке и условиях оказания содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2016 № 62, под термином «другая местность» подразумевается другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению.


Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы.


В соответствии с п. 30 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (далее – Положение о регистрации), иногородние граждане, зачисленные на обучение в учреждения образования и организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования, обязаны в установленном порядке зарегистрироваться на срок получения образования по месту пребывания, а граждане Республики Беларусь, не обеспеченные жилой площадью в общежитии, – по месту пребывания по месту нахождения учреждения образования и организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования.


Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства (ч. 3 п. 21 Положения о регистрации).


Таким образом, если выпускник направлен на работу в населенный пункт по месту своего постоянного жительства до поступления в учреждение образования, права на компенсации в связи с переездом он не имеет.


Молодому специалисту будут выплачиваться компенсации в связи с переездом на работу в другую местность, если он распределен на работу по месту нахождения учреждения образования, но до обучения постоянно проживал в другом населенном пункте.


Однако если к моменту распределения на работу студент (учащийся) получил постоянную прописку в населенном пункте, где он обучался и куда был направлен на работу, права на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность он не имеет.


 

6. В какой срок и в каком размере молодым специалистам выплачивается денежная помощь?

 

Согласно п. 25 Положения о порядке распределения денежная помощь выплачивается:

- молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

- молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.


Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.


Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.


В ситуации, когда молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.


Учреждение образования обязано выдать справку о размере стипендии при выдаче документа об образовании.


Молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.

 

7. Молодой специалист не выполняет норму выработки.

Каким образом ему выплачивать заработную плату?

 

Для работников, имеющих статус молодого специалиста, нормативными правовыми актами установлены дополнительные гарантии и компенсации по сравнению с другими категориями работников.


Однако законодательством не устанавливаются особенности оплаты труда молодых специалистов в случае невыполнения норм выработки.


В такой ситуации все зависит от системы оплаты труда и локальных нормативных правовых актов (ЛНПА), действующих у нанимателя.


Согласно п. 1 части первой ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) работники обязаны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, в т.ч. выполнять установленные нормы труда.


В свою очередь, наниматель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения норм труда (ст. 89 ТК).


Нанимателю необходимо учитывать требования ст. 278 ТК, устанавливающей нормы выработки для молодых работников.


Для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников (ч. 1 ст. 278 ТК).


Для работников, принимаемых на работу после получения общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре (ч. 2 ст. 278 ТК).


Таким образом, наниматель может (но не обязан) установить для молодых специалистов пониженные нормы выработки в своих ЛНПА, например, в Положении об оплате труда.


При рассмотрении вопроса об установлении пониженных норм выработки необходимо учитывать, что молодому специалисту необходимо время на адаптацию в коллективе, на ознакомление со спецификой производственной деятельности в организации и др.


Наниматель также вправе установить срок действия пониженных норм выработки, например, в течение трех месяцев с момента приема молодого специалиста на работу.


Порядок оплаты труда при невыполнении норм выработки установлен ст. 71 ТК. При этом большое значение имеет то, по чьей вине (работника или нанимателя) произошло невыполнение норм выработки.


Вина работника может выражаться в нарушении требований ЛНПА, ПВТР нанимателя, инструкций по работе с оборудованием или материалами, технических и технологических правил и др.


При невыполнении норм выработки не по вине работника заработная плата не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 1 ст. 71 ТК).


При невыполнении норм выработки по вине работника оплата производится за фактически выполненную работу (ч. 2 ст. 71 ТК).


В случае наличия вины работника в невыполнении норм выработки работнику не гарантируется какой-либо минимальный размер оплаты труда. Оплата производится только за фактически выполненную работу.

8. Можно ли молодому специалисту в связи с уменьшением объема работ предоставить отпуск без сохранения заработной платы на основании ст. 191 ТК продолжительностью шесть месяцев?

 

Да, такой отпуск молодому специалисту предоставить можно, ограничений по его продолжительности законодательством не установлено. Однако необходимо учитывать следующее.

Нормативными правовыми актами ограничения по предоставлению молодому специалисту отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя не установлены.

Инициатива предоставления отпуска согласно ст. 191 ТК исходит от нанимателя. От молодого специалиста должно быть получено согласие.

Кроме того, наниматель имеет возможность предоставить работнику такой вид социального отпуска при соблюдении двух условий, установленных частью первой ст. 191 ТК, а именно:

- наличие необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема.

У нанимателя в обязательном порядке должно иметься обоснование такой необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема.

Поскольку в рассматриваемой ситуации молодому специалисту планируется предоставить отпуск без сохранения заработной платы на шесть месяцев, у нанимателя должно быть обоснование временного уменьшения объема работ на указанный временной период;

- отсутствие другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии.

При выполнении второго условия нанимателю необходимо учитывать, что запрещается переводить молодых специалистов на работу, которая не связана с полученной ими специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы (за исключением случаев, установленных частью первой п. 33 Положения о порядке распределения).

Согласие работника на предоставление рассматриваемого социального отпуска по инициативе нанимателя может быть выражено в подписании соответствующего приказа.

При этом в целях исключения возможности возникновения трудовых споров в дальнейшем рекомендуется согласие работников выражать не только собственной подписью с ее расшифровкой и указанием даты, но и выражающей согласие отметкой, например, «согласен» или «не возражаю».

Минимальная и максимальная продолжительность социального отпуска, предоставляемого на основании ст. 191 ТК, не установлена. Поэтому продолжительность такого отпуска определяется на основании сложившихся у нанимателя обстоятельств, по его предложению и на основании письменного согласия работника.

Таким образом, молодому специалисту в связи с уменьшением объема работ можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы на основании ст. 191 ТК продолжительностью шесть месяцев с его письменного согласия и с соблюдением условий, установленных частью первой ст. 191 ТК.

В случае если у нанимателя отсутствовала реальная необходимость уменьшения объема работ на шесть месяцев, однако в нарушение требований части первой ст. 191 ТК он предоставил молодому специалисту отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью шесть месяцев, наниматель или уполномоченное должностное лицо нанимателя могут быть привлечены к административной ответственности на основании части четвертой ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

9. Является ли законным заключение с молодым специалистом договора о полной материальной ответственности?

 

Да, заключение такого договора является законным.


В соответствии с частью первой ст. 405 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.


Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (далее – перечень), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764 «Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности» (далее – постановление № 764).


С учетом перечня наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, в т.ч. с молодыми специалистами.


Заключение письменного договора о полной материальной ответственности с молодым специалистом является законным при соблюдении нанимателем требований главы 37 ТК и постановления № 764.

 

10. Выпускник закончил магистратуру (II ступень высшего образования) и был принят на работу по распределению в бюджетную организацию 01.08.2016. С 01.11.2016 он принят в аспирантуру дневной формы обучения, но продолжает работать в организации на 0,5 ставки.


Сохраняются ли у такого работника статус молодого специалиста и установленное повышение тарифного оклада в течение двух лет со дня заключения с ним трудового договора (контракта) на 10% в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2010 № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»?

 

Да, сохраняется.


Согласно части первой п. 33 Положения о порядке распределения увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы запрещается, за исключением случаев, перечисленных в абзацах втором-шестом части первой п. 33 Положения, в т.ч. в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени).


В рассматриваемой ситуации работник продолжает работать на 0,5 ставки в организации, в которую он был принят по распределению.


Сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем (п. 4 ст. 83 Кодекса об образовании).


Таким образом, работник, продолжающий работать в бюджетной организации, в которую он распределен, не утрачивает статуса молодого специалиста (до окончания срока обязательной работы), и, соответственно, на него распространяются все гарантии, установленные законодательством для такой категории работников, в т.ч. предусмотренные подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2010 № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

 

Александр ПРИЛУЦКИЙ,

юрист, специалист по трудовому законодательству