Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Подготовка менеджеров: перенимаем опыт у японцев

04.12.2019
Подготовка менеджеров: перенимаем опыт у японцев

Если вы пробыли в Японии шесть недель, вы все понимаете.

Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться.

Через шесть лет вы ни в чем не уверены.

П. Ватсон


Одной из черт глобальной экономики стало стремительное копирование компаниями друг у друга успешных решений в самых разных областях. Отличаться кардинально в чем-то становится все труднее. Может быть, есть резон нашим руководителям избрать стратегию отличия в мелочах? Единственное, что крайне трудно либо невозможно скопировать – это отношение собственников бизнеса к персоналу. О том, как это делают в Японии – о философии отношений к персоналу и стандартах подготовки менеджеров, расскажем на примере уникального опыта «Школы дьяволов».

Главной достопримечательностью японского города Киото является «Сад Реандзи», или, как его еще называют, «Философский сад». Столетия назад мудрый монах Соами с величайшим искусством и глубочайшим смыслом разместил на небольшом прямоугольнике белого песка пятнадцать черных необработанных и разных по величине камней. Пройти к этому загадочному месту можно только с одной стороны – по деревянной галерее, т.к. с трех остальных – каменные монастырские стены. Поэтому сколько пытливый путешественник ни старается, у него никак не получается насчитать все пятнадцать камней, как это указано в путеводителе. С каждым вашим новым шагом этот гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции, состоящей из все тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим.

Много самых разных философских мыслей вызывает сад у посетивших его. Но, наверное, главное его предназначение – наглядно показать определенную модель человеческого познания. Глядя на камни, мы начинаем понимать, что обязательно остается что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное. Уверенность, что мы видим все целиком и можем еще что-то не заметить здесь, исчезает.

Среди вопросов-загадок, на решении которых последователи дзен-буддизма оттачивали свою способность открывать неожиданные стороны явлений, есть и этот, обошедший всю мировую литературу: «Хлопок обеими руками слышал всякий. А как звучит хлопок ладонью одной руки?» После многих выдвинутых версий, среди которых один юный исследователь называл и песню гейш, и журчание бегущей воды, и шум ветра, к нему пришло озарение: «Да это же звучание тишины!»

Взору всех посетителей «Философского сада» предстает картина из одинакового количества камней. Но каждый видит свои четырнадцать. Может быть, мудрый монах Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в сад приходят? Уж не в том ли суть сада, что люди воспринимают одно и то же по-разному, т.е. каждый по-своему? При этом никому не приходит в голову утверждать: я вижу мир правильно, а остальные – нет. Может быть, для того чтобы лучше понять культуру японцев, а через нее и их сегодняшние подходы к управлению, надо вспомнить один из основополагающих принципов конституции, сформулированный принцем Сетоку? Он гласит: «У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я – дурным. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди».

В любом случае японский менеджмент – это концентрированное выражение культурных традиций, которые успешно используются менеджерами. В Японии путь к успеху начинается с раннего детства. Уже в садике ребенок отдает себе отчет в том, что от того, как он будет стараться учиться, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Эти рано взрослеющие дети начинают вовсю напрягать свой ум уже на старте – в детских садах и начальных классах школ. Воспитание, которым преимущественно занимаются матери, базируется на боязни детей услышать из их уст следующие страшные слова: «Мне очень стыдно перед соседями за твое поведение!» Так с младенчества и до последних лет жизни над японцем довлеет власть авторитета общинного, коллективного сознания.

Пройдя изнурительный марафон в школе, целеустремленный японец настраивается на еще один подвиг – поступление в какой-либо престижный университет. И если повезло, если завоевал победу в жесточайшем конкурсном отборе и дошел до финиша, то карьерные перспективы становятся для него реальностью. Встав в пять часов утра, в безукоризненно выутюженном костюме, в очередь таких же, как и он, претендентов на работу в какую-либо солидную компанию, он полагает, что приблизился к реализации своей мечты. Но это не совсем так.

Свою первую управленческую должность в компании юный выпускник колледжа или университета получает, как правило, не ранее чем через 3-5 лет. За это время он успевает поработать в качестве стажера, а потом и исполняющего обязанности менеджера большей части подразделений компании. У него нарабатывается практический опыт, авторитет среди персонала и формируется системное мышление, так необходимое менеджеру среднего уровня. Получив свою первую управленческую должность, наш герой уже мыслит категориями компании в целом и готов профессионально взаимодействовать со своими коллегами по горизонтали и вертикали.


Продолжение статьи читайте после приобретения платного доступа к порталу!

от 99.50 руб/мес
доступ при подписке