Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Психология управления персоналом

12.05.2019
Психология управления персоналом
Зависимость руководства от параметров группы
30 правил формирования и изменения мотивов поведения людей при работе менеджера с группой


В данной статье мы продолжаем разговор по актуальной теме – психология управления.
Высказанные в материале подходы позволяют повысить эффективность управления различными категориями сотрудников.


Зависимость руководства от параметров группы

Функционирование рабочих групп всегда находится под влиянием трех групп факторов:

1 – характеристики членов группы;
2 – структурной специфики группы;
3 – ситуационных характеристик.

Все эти факторы оказывают сильное воздействие на систему коммуникаций, цели и ценности членов группы.
К характеристикам членов группы относятся:
  • их личностные характеристики;
  • способности и навыки;
  • образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
  • коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
  • статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);
  • личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
  • силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто готов слушать и кому подчиняться).
Коммуникации, статус и роли в группе могут формироваться в соответствии с видением и волей руководства, путем совместной их выработки руководством и членами группы, а также они постоянно претерпевают изменения на различных этапах деятельности группы – формирования, становления, развития, зрелости и распада. 

Данные изменения являются следствием различных способностей, целей и мотивации членов группы вообще и в отношении решения конкретных задач и проектов. Честолюбивый, креативный молодой специалист и работник предпенсионного возраста, женщина, имеющая маленьких детей, и неженатый мужчина средних лет имеют разные цели и систему ценностей, разные возможности их реализовывать, разные образовательные потенциалы.

Кроме приведенных особенностей, необходимо учитывать также большое влияние на систему коммуникаций неформальных связей в группе. Последние находятся под влиянием множества факторов, начиная от состояния здоровья, ситуации, сложившейся у сотрудника в семье, межличностных взаимоотношений различных членов группы, отношения к руководству и к порученной задаче и т.д. 

На складывающиеся взаимодействия в группе влияют также интересы микрогрупп, которые могут быть различными по своей направленности, отражая национальную специфику, религиозные установки их членов, половые и иные различия.
Важным фактором, оказывающим влияние на параметры группы и на специфику руководства ею, является система оплаты труда. Особенности этого влияния можно представить следующим образом (см. рис.).

Рисунок — Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе

ea6d6c52cc.jpg


30 правил формирования и изменения мотивов поведения людей при работе менеджера с группой

  1. Сосредоточьтесь.  Поставьте себе цель извлечь из посещений занятий группы пользу, сосредоточившись на том, чего рассчитываете добиться. Чтобы прояснить свои задачи, обдумайте специфические проблемы, которые хотите исследовать, специфические изменения, которые намерены произвести, и действия, которые собираетесь предпринять, чтобы добиться этих изменений. Перед каждой групповой сессией уделяйте время тому, чтобы определить, с чем вы придете на встречу, и, если это вам поможет, запишите эти вопросы.
  2. Будьте гибкими.  Несмотря на то что к групповой сессии полезно приступать, уже имея некоторые соображения, касающиеся предмета исследования, не будьте привязаны к вашему плану настолько, что не сможете работать с тем, что рождается в группе спонтанно. Будьте готовы воспользоваться альтернативными путями, если другие члены вашей группы произведут на вас впечатление.
  3. Начинайте работать. Легко позволить групповой сессии идти своим путем, не касаясь того, что вы рассчитывали сделать или сказать. Чем больше вы выжидаете, тем труднее придется потом. Следовательно, заставьте себя говорить в начале каждого собрания, пусть даже это будет всего лишь короткое замечание о том, что значило для вас прийти в этот день в группу.
  4. Будьте «жадными». Успех группы зависит от вашего желания делать вашу собственную работу. Это не значит, что вам следует монополизировать время или оставаться бесчувственными к проблемам, которыми делятся другие. Но если вы будете постоянно выжидать своей «очереди» или пытаться вычислить, как много группового времени будет уделено вам лично, то вы подавите непосредственность и энтузиазм, которые делают работу группы захватывающей и продуктивной. Если каждый член группы будет отвечать за свою собственную работу, у всех будет достаточно возможностей высказаться.
  5. Самовыражайтесь. Большинство из нас привыкли подвергать цензуре свои мысли и чувства. Мы боимся показаться нелепыми или же часто пугаемся, что, озвучивая свои чувства и убеждения, мы еще больше усилим их. Эти опасения не беспочвенны, но у нас гораздо больше оснований бояться того, что будет, если мы не выскажемся, чем того, что будет, если мы заговорим. Что же касается переживания, то между тем, что мы обдумываем, и тем, что говорим вслух, существует огромная разница. Группа является идеальным местом, где можно узнать, что произойдет, если мы обнаружим свои чувства, и это может стать богатым и положительным опытом. Если вы переживаете чувства, имеющие отношение к группе, то будьте готовы их выразить. Если вам, к примеру, скучно, то так и скажите вслух и будьте готовы нести ответственность за вашу собственную скуку. «Держать все в себе» – верный способ создать препятствия работе группы и снизить личную пользу участия.
  6. Обращайте внимание на чувства. Интеллектуальные дебаты великолепны, но группа занимается чувствами и установками. Если вы не делаете ничего, кроме обсуждения своих теорий и взглядов, то не изучите собственную жизнь на эмоциональном уровне.  Есть такой признак: если ваши фразы начинаются со слов «Я считаю, что …», можно заключить, что вы, вероятно, мало работаете на уровне чувств и не вполне используете уникальную возможность это сделать, которую предоставляет группа. Вам не нужно специально стараться возбуждать в себе чувства. Вам следует позволить себе пережить их на сессии в присутствии окружающих. Также, когда вы обсуждаете в группе какую-либо тему, постарайтесь показать, как предмет разговора связан с вами лично. Избегайте абстрактных дискуссий на темы, не имеющие ни к кому лично отношения.
  7. Работайте одновременно только с одним чувством. У вас будет гораздо больше шансов научиться новому поведению, если вы раскроетесь немедленно, а не отложите это на будущее. После того как вы выскажетесь, можно найти время, чтобы разобраться с чувствами, которые вы испытали, пока говорили. Хороший способ от всего отгородиться – постоянно отказываться выразить определенное чувство. Тема может вызвать у вас смешанные эмоции, но если вы хотите полноценно ее изучить, попытайтесь работать с чувствами по отдельности.
  8. Выражайте все свои чувства. Некоторые чувства выразить проще, чем другие. Группы обычно фокусируются на чувствах, которые участникам выразить нелегко. Поскольку мы, как правило, не располагаем возможностью исследовать, как именно воздействуют на нас наши чувства, попытайтесь заставить себя рассказать о переживаниях, которые вы часто пытаетесь отрицать. Но не стоит делать вывод, будто в группе существует неписаное правило говорить исключительно о проблемах и конфликтах. Поделитесь и вашими радостями!
  9. Будьте активным участником. Лучше всего вы поможете себе тем, что будете занимать в группе активную позицию. Молчаливые наблюдатели выносят из групповой работы не слишком много, а окружающим может показаться, что это молчание – признак осуждения. Несмотря на то что такие участники могут самоотверженно учиться, они не дают окружающим научиться чему-нибудь у них. Поймите, что другие участники не узнают вас, если вы не выскажетесь по важным для вас вопросам. Позвольте людям по крайней мере узнать, что значит для вас присутствие на конкретной групповой сессии. Даже если во время сессии вы не вели никакой направленной работы над собой, у вас наверняка есть отношение к тому, что происходило с другими. Дайте узнать, как на вас подействовала их работа.
  10. Экспериментируйте. Отнеситесь к группе как к месту, в котором вы можете относительно более безопасно и свободно, чем обычно, самовыражаться разными способами и открывать в себе новое. Поступив таким образом, вы можете затем искать способы перенести эти новые модели поведения в жизнь за пределами группы. Подумайте, как вы могли бы применить и опробовать поведение, которое приобретаете в группе. Затем расскажите группе, как вы меняете ваше поведение в обычной жизни.
  11. Развивайтесь. Группа основана на убеждении в том, что, независимо от того как протекает ваша жизнь сегодня, ее можно обогатить возможностью исследовать ваши чувства, ценности, верования, установки и мысли, а также наметить желаемые изменения. Если вы полагаете, что подобное исследование полезно лишь людям с серьезными расстройствами эмоциональной сферы, то вы вводите в заблуждение себя и других участников. Даже если суровые испытания обошли вашу жизнь стороной, согласитесь, что проблемы, с которыми вы встречаетесь, достойны изучения. 
  12. Не ждите мгновенных перемен. Если вы рассчитываете на какие-либо перемены в жизни, помните, что они, как правило, не происходят сразу и навсегда. Потерпев неудачу, не судите себя слишком строго. Поймите, что изменение старых шаблонов требует времени, и в стрессовых ситуациях может возникнуть желание действовать привычным способом. Признайте за собой право на то, к чему вы стремитесь, а также на мелкие изменения, которые вы сами в себе можете замечать. 
  13. Не ждите, что окружающие оценят произошедшие с вами изменения. Некоторые люди из вашего окружения могут очень много делать для того, чтобы вы оставались прежним. Будьте готовы встретить вне группы меньшую поддержку, чем внутри нее, и воспользуйтесь группой как местом, где можно исследовать сопротивление, с которым вы сталкиваетесь за ее пределами. Неплохо напомнить себе, что вы посещаете эту группу, прежде всего, чтобы измениться самим, а не изменить кого-то еще. Вполне может случиться так, что вы станете лучше понимать окружающих или же окружающие тоже изменятся в ответ на изменения, которые претерпели вы, но только не концентрируйтесь на их реакции в первую очередь.
  14. Не рассчитывайте понять других членов группы. Другая сторона вопроса заключается в том, что вы навредите другим участникам, если сочтете, что прекрасно знаете их всех. Они, как и вы, работают преимущественно над теми своими качествами, которые не имеют возможности проявить в обычной обстановке. Если вы позволяете себе считать, что наблюдаете полную картину, то забываете, насколько сложны люди.
  15. Воздержитесь от советов, интерпретаций и расспрашивания. Когда вы будете слушать других членов группы, у вас будет часто возникать соблазн дать им совет. Легко засыпать людей добрыми советами. Они, как правило, им не следуют, а вы, скорее всего, забудете, что находитесь в группе, чтобы самовыражаться. Ваш вклад будет воспринят гораздо лучше, если будете не раздавать советы, а выражать чувства и переживания, которые разбудил в вас сосед. Точно так же в случае, если каждый начнет претендовать со своими интерпретациями на роль ведущего, выступающий может почувствовать, что только он один работает, и начать защищаться. Под натиском вопросов люди склонны защищаться. Вопросы следует задавать так, чтобы люди раскрывались, а не замыкались. Если вам хочется задать вопрос, попробуйте предварить его разъяснением, почему для вас важен ответ. Покажите окружающим ваш личный вклад в этот вопрос. Вы продвинетесь в работе, если будете больше рассказывать о своем личном отношении к проблеме, а не расспрашивать других об их реакции. 
  16. Не сплетничайте. Под сплетней в данном случае понимается разговор о ком-либо в третьем лице. Даже если человек отсутствует, вы больше приближаетесь к предмету беседы, когда говорите «ты» вместо «он» или «она». Ведущий может попросить вас представить, что человек, о котором идет речь, находится в комнате, и вам следует обращаться непосредственно к нему. Несмотря на то что иногда это упражнение выглядит искусственным, оно обычно приводит к значительному высвобождению чувств и мыслей. Если вы сомневаетесь в результате, посмотрите, как действует это упражнение на других членов группы. Или подумайте о ком-нибудь, на кого вы злитесь, и попробуйте почувствовать разницу, произнося сперва вслух «я злюсь на него, потому что …», а следом – «Я злюсь на вас, потому что …».
  17. Не будьте «палочкой-выручалочкой». Если вы спешите поддержать или утешить участников, которые выражают боль, вы не уважаете их способности и желания полностью высказаться. Вероятно, вы по собственному опыту знаете, как это хорошо – выговориться, а не быть остановленным чьей-то несвоевременной заботой. Люди, переживая свою боль, растут, так позвольте им сделать это. Разумеется, внутригрупповое общение дает массу возможностей высказать или выразить заботу и сочувствие, но подождите, пока люди не пройдут через свои страдания. В противном случае вы показываете, что им постоянно нужна «мать» для утешений. 
  18. Давайте обратную связь. Если вас трогает нечто из сказанного окружающими, покажите им это, подчеркивая ваши собственные чувства и реакции. Даже если ваш отзыв нелегко выразить и, возможно, нелегко выслушать, он может оказаться полезным, если будет высказан деликатно и осторожно. В перспективе ваша готовность прямо и честно возражать другому участнику повысит уровень доверия в группе и сделает вас более честным в повседневной жизни. Обеспечивая обратную связь с окружающими, не говорите, какие они или как им поступать, не спешите их успокоить и не подсказывайте им правильных решений. Вместо того чтобы растолковать им, как разрешить их проблемы, расскажите лучше о собственной борьбе с личными трудностями. Подчеркивайте обратную связь, которая даст окружающим более ясное представление о том, как влияет их поведение лично на вас. Не судите людей, но давайте им понять, какие черты их поведения могли бы помешать вашему общению. Позвольте им также узнать, какое поведение сделало бы вас к ним ближе.
  19. Избегайте повествований. Если вы решите обеспечить окружающих полной информацией о себе, то в итоге отвлечетесь сами и уведете в сторону всех остальных. Не стоит рассказывать обо всей своей истории. Говорите о настоящем, а о прошлом только в том случае, если ваша сегодняшняя борьба связана с этим прошлым. 
  20. Преувеличивайте. Иногда вас может охватить тревога, не слишком ли вы переигрываете, фокусируясь на определенном ощущении. Вместо того чтобы бояться преувеличить свои эмоции, позвольте себе немного понянчиться с ними и посмотрите, куда они приведут. Конечно, их не нужно стимулировать, но, погружаясь в собственные чувства, вы можете прикоснуться к чему-то действительному, настоящему.
  21. Будьте открыты для обратной связи. Когда окружающие реагируют на вашу работу, помните, что они, как и вы, находятся здесь с целью опробовать новые способы непосредственного самовыражения. Легко воспринять их отзывы как проповедь или поспешно отвергнуть их откровения, пускаясь в споры или самооправдание. Как правило, самым конструктивным подходом бывает выслушать и обдумать их мнения, пока не выяснится, в какой степени эти мнения верны.
  22. Избегайте сарказма и скрытой враждебности. Главная задача членов группы – научиться прямо выражать свои чувства, включая гнев. Если вы сердитесь, скажите об этом прямо. Не прибегайте к выпадам и сарказму – часто люди не знают, как их расценить. Если вы настроены враждебно, что подразумевает скрытую злость, то это негативно влияет не только на окружающих, но отравляет внутренним ядом и вас. Если вы научитесь выражать даже слабое раздражение, то снизится риск накопления невыраженных отрицательных эмоций, которые, возможно, приведут к враждебности и проявятся в сарказме. 
  23. Реагируйте на ведущих. Для членов группы естественно реагировать на ведущего чувствами, приобретенными в прошлом, в фантазии и в реальности. Вы можете использовать эти чувства, выделив в качестве специального задания анализ и выражение эмоций, связанных с ведущим. Дайте им понять, как влияет на вас то, что он говорит и делает. 
  24. Остерегайтесь ярлыков. Следите за обобщениями, итоговыми утверждениями и ярлыками, которыми вы пользуетесь, чтобы описать самого себя. Например, вы можете считать себя «нелюдимым» и «аутсайдером», а своим поведением показывать людям, что предпочитаете держаться от них на расстоянии. Подобное поведение и ярлыки, которые вы сами на себя навешиваете, склоняют окружающих считать вас именно аутсайдером и старательно игнорировать вас в течение всего срока деятельности группы. Будьте готовы обратиться к группе, если думаете, что окружающие воспринимают вас односторонне. И попытайтесь расстаться с мыслью, что, коль скоро члены группы снабдили себя ярлыками, вы поняли их раз и навсегда.
  25. Подружитесь со своими защитами. Возможно, именно система защиты привела вас туда, где вы сегодня находитесь. Но если вы собираетесь серьезно измениться, она нуждается в модификации. Понимая цели, которым она служит, начните уважать ее. Вам, возможно, уже известно, как именно могли бы вы уклониться от работы в группе – через рационализирование, отказ, отрицание или превращение конкретной критики в глобальное  «я ни на что не гожусь».  Когда вы осознаете ваши типичные способы уклонения, вы сможете бросить вызов своим защитам и попытаться заменить их откровенным и эффективным поведением. 
  26. Решите для себя, насколько раскрываться. Чтобы познать самого себя, вам придется рискнуть и сказать больше, чем вам приятно. Однако раскрыться самому и рассказать что-либо о себе просто потому, что другим участникам очень хочется что-то узнать о вас, – разные вещи. Если вы чувствуете, что вам трудно поделиться с группой личными проблемами, начните с объяснения, почему вам трудно раскрыться. 
  27. Продолжайте работать вне группы. В группе вы будете находить новые способы самовыражения. Не бросайтесь их безоглядно применять! В повседневной жизни пробуйте эти новые модели поведения с осторожностью и с должным уважением к требованиям момента. С другой стороны, не обременяйте себя ожиданием, что все, что было вами сказано в групповой ситуации, вы должны высказать важному для вас человеку за пределами группы. В группе вы можете, например, участвовать в ролевой игре с вашим «отцом» и обнаруживать гнев и обиду, которыми вы никогда с ним не делились. Если для вас важно улучшить отношения, не будет разумным говорить ему все, что вы символически выпустили наружу и проработали во время диалогового общения. Вместо этого подумайте, что вам хочется сказать ему больше всего, особенно о себе. Будьте готовы дать себе домашнее задание, нацеленное на конкретные действия, и обещайте себе и группе довести задуманное до конца. Если с помощью групповой работы вы увидите, что хотите установить с «отцом» более доверительные отношения, поставьте себе задачу выполнить те указания относительно вашего поведения, которые помогут достичь того, чего, как вы сказали, вам хочется. Помните, что если вы хотите измениться, вам нужно работать и вне группы. 
  28. Не останавливайтесь из-за «откатов назад». У вас может быть определенное видение желательных изменений в вашем поведении. Несмотря на составление специальных планов и обещаний им следовать, вы будете время от времени приниматься за старое. Вместо того чтобы унывать и убеждать себя, что вы никогда не изменитесь, отнеситесь к временному регрессу терпеливо. Поймите, что вы годами вырабатывали существующие принципы поведения. Оказавшись в трудной ситуации, вы можете вновь обратиться к старому и знакомому стилю поведения даже тогда, когда он уже плохо помогает. Измениться в желаемом направлении – процесс зачастую медленный и утомительный.
  29. Подумайте о том, как вы думаете. Учитесь следить за диалогом с самим собой. Определите убеждения, которые помогают вам чувствовать себя несчастным. Если, например, вы говорите себе, что другие, возможно, не полюбят вас или не захотят с вами дружить, если узнают о вас правду, то задумайтесь, насколько легко вы можете запрограммировать себя на поражение. Вы можете сочинять множество самореализующихся пророчеств, которые не позволяют вам чувствовать и поступать так, как хочется. Если вы выявили в себе шаблоны негативного мышления, вынесите их на коллективное обсуждение и начинайте с ними бороться.
  30. Берите на себя ответственность за ваши достижения. Ведущему и членам группы будет, без сомнения, интересно получить от вас информацию, однако помните, что последнее слово в анализе ваших достижений в группе остается за вами. Не ждите, пока вас спросят. Учитесь спрашивать о том, чего вы хотите. Вы увидите, что и в каком количестве вы приобрели. 


Владимир Евгеньевич Глушаков, коуч