Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Секреты стрессоустойчивости работника кадровой службы

01.09.2019
Секреты стрессоустойчивости работника кадровой службы

Согласно данным научных исследований в области прикладной физиологии человека значительная часть населения подвержена психосоматическим заболеваниям (заболевания на фоне эмоциональных расстройств). По мнению исследователей, одной из причин этого является стресс на работе. 

В связи с этим возникает вопрос: как кадровикам стать стрессоустойчивыми? 

Стресс – некий раздражитель, который воздействует на человека. Наш организм не различает, воздействуют на него положительным либо отрицательным раздражителем. Решающим фактором здесь является то, как человек сам эмоционально оценивает соответствующую ситуацию. 

К примеру, специалист кадровой службы реализует собственные профессиональные цели, стремится к карьерному росту. Форма напряжения, возникающая при решении профессиональных задач, благоприятно действует на кадровика, стимулирует его, мотивирует – это эустресс, или положительный стресс. 

Отрицательные стрессовые ситуации возникают тогда, когда специалист чувствует себя зависимым, находится под сильным давлением обстоятельств. Перед ним поставлены «сверхзадачи», но кто-то постоянно мешает, отвлекает; отсутствует возможность проявить себя. Отрицательный стресс – дистресс. Сюда включены все ситуации, когда кадровик ощущает себя неуютно, нервничает. 

В свою очередь, стрессоустойчивость – это те качества, которые позволяют человеку спокойно переносить стрессовые ситуации, будь то эустресс или дистресс.

Основное качество кадровика – это стрессоустойчивость, умение переносить эмоциональные нагрузки. Вот почему руководителя кадровой службы сравнивают с воином, который наблюдает и оберегает персонал от нарушений, конфликтов, профессиональных проблем и т.д. По этому случаю существует легенда о том, как отбирали воинов в войско Александра Македонского. Оказывается, не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в трудную (стрессовую) ситуацию и смотрели: кто из воинов бледнеет, а кто – краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях на ситуацию стресса. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс.


Реакция человека на стресс

Существует активное (с румянцем) и пассивное (без румянца) реагирование на стрессовую ситуацию.

Активное реагирование характеризуется усилением эмоционально-двигательной и поведенческой активности. Такой способ реагирования – попытка человека с помощью ускоренных и усиленных действий избежать неблагоприятного развития ситуации. 

Активные реакции могут проявляться в излишней суетливости, агрессивности, бессмысленности и бесконтрольности некоторых действий, совершенно не способствующих разрешению возникшей ситуации.

Пассивное реагирование проявляется в замедленности, заторможенности, напряженности в действиях. На протяжении некоторого времени человек может бездействовать, испытывать тревогу, страх или затруднения в умственной деятельности (например, не может принять решение, ответить на вопрос и т.д.).

Из-за постоянных реакций (активных или пассивных) на стрессы у руководителей могут развиться невротические и психосоматические заболевания: повышенная раздражительность, бессонница, гипертония, вегетососудистая дистония, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, головная боль, мышечные боли различной этиологии и т.д. 


Причины возникновения стресса в кадровой службе

  1. Бессистемность в организации служебной деятельности. 

    Работники должны понимать последовательность своих действий и решать поставленные задачи поэтапно, иначе возникнет хаос.

  2. Неукомплектованный штат работников.

    Эприводит к дополнительной нагрузке: персонал выполняет кроме своих обязанностей еще и обязанности других сотрудников. В таких условиях работа выполняется либо некачественно, либо качественно, но с большим напряжением сил, что может привести к профессиональному выгоранию.

  3. Частые форс-мажоры. 

    Деятельность руководителя кадровой службы сопряжена с постоянным решением внезапных проблем, и тогда контроль или мониторинг персонала отодвигается на второй план, что приводит к нарушению трудовой дисциплины. 

  4. Искажение собственной значимости (небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).

    Для большинства кадровиков-профессионалов работа – это их жизнь. Однако специалист может испытывать стресс в ситуации, когда его значимость умаляется и занижается ценность как сотрудника, приносящего пользу организации
  5. Заорганизованность.

    Наиболее явные ее проявления – ненужное «бумаготворчество» и бесконечные вызовы-консультации. Эти факторы вызывают стресс сами по себе, т.к. у начальника кадровой службы возникает ощущение, что и он, и специалисты тратят на написание ненужных отчетов и обсуждение разных вопросов слишком много рабочего времени.

  6. Нечеткие ролевые обязанности. 

    Иногда начальник кадровой службы не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности. Нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит кадрового управленца в очень уязвимую позицию: если он не проявляет инициативу, ему говорят, что он должен действовать; если же он проявляет инициативу, его обвиняют в превышении полномочий. И как итог – «диверсия против логики».

  7. Особенности труда. 

    Работа кадровиков связана с перегрузками, конфликтами, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой, жесткими временными рамками и «горящими» сроками. Если такой ритм работы сохраняется постоянно, то это чревато стрессом с психосоматическими заболеваниями.

Далее в статье тест на стрессоустойчивость кадровика
Пройлите тест после приобретния платного доступа к разделу!
от 99.50 руб/мес
доступ при подписке