Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Современные технологии в HR

16.10.2018

Эффективное организационное развитие – одно из условий выживания организации. Самый главный вызов сейчас – скорость изменений и управление ими. И еще одно важное обстоятельство – отсутствие авторитетов, аксиом и предубеждений. Сегодня любая непоколебимая ранее истина может рухнуть на глазах. К этому трудно быть готовым, как и к ежедневным изменениям, но если мы хотим в долгосрочной перспективе иметь успех, то необходимо очень остро это чувствовать.

Какие изменения произошли на рынке кадров?

Раньше самыми главными были капитал и hard skills («твердые навыки», т.е. технические навыки или навыки, которые можно наглядно продемонстрировать. Это может быть умение работать с программой Excel, владение иностранным языком, управление автомобилем. Это уникальные навыки, присущие определенной категории профессий).

Сейчас доступ к капиталу упростился. Конечно, имеет значение его стоимость, но и это не препятствие. Практически все технологии покупаются и с каждым годом дешевеют. И наконец, уже не важно, какими профессиональными или управленческими качествами обладает человек, нужно смотреть на его потенциал. Сейчас на первое место, с точки зрения конкурентоспособности, выходят культура и soft skills («мягкие навыки» или «гибкие навыки», т.е. навыки, которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п.).

Принцип «Делай, как я говорю» больше не работает, работает принцип «Делай, как я». Поскольку нельзя отдать то, чего ты не имеешь, руководителю сначала нужно это набрать, а потом отдать дальше в организацию. И еще одна важная функция современного руководителя: большую часть своего времени он занимается управлением талантами. С каждым годом сложность бизнеса и количество принимаемых решений растут. Роль руководителя смещается от принятия конкретных бизнес-решений к созданию механизмов, соответствующего климата в организации и системы подбора и воспитания людей. Это изменения, которые отчетливо произошли за последние десять лет.

Зачем вам нужно внедрить Agile?

Сегодня ключевой ресурс – время, скорость принятия решений становится важным конкурентным преимуществом. А что такое, в конечном счете, успех – это доля верных решений от общего количества принятых решений. Для скорости и минимизации ошибок нужны небольшие команды с развитой горизонтальной культурой, основанной на доверии и сотрудничестве. «Большое препятствие сегодня – это наличие очень мощной вертикальной культуры, культуры доминирования и подчинения. Иногда она дает результаты – в армии, во время военных действий или в каких-то жестких ситуациях. Когда нужно тушить пожар, члены пожарной команды не должны рассуждать, как это лучше сделать. Важно, чтобы командир давал указания и все их четко выполняли. Поэтому у нас хорошо получаются подвиги. Но когда речь идет о поиске путей, по которым еще никто не ходил, эта история не работает. Можно забраться в такие дебри, что потом не выберешься. В условиях большой неопределенности нужно двигаться на мягких ногах. Когда на лыжах спускаешься с горы и начинается туман, то невольно приседаешь. Потому что на высокой скорости при отсутствии видимости и на жестких ногах ты точно получишь травму. То же самое и в бизнесе – нужно быть гибким, давать людям право на ошибку и создавать механизмы, которые позволяют сотрудникам быть включенными в процесс творчества, говорить правду друг другу, какой бы неприятной она ни была, помогать избегать ошибок или быстро их исправлять, тем самым нащупывая правильный путь, и непрерывно обучаться», –  говорит руководитель Сбербанка, главного кредитного учреждения РФ, Герман Оскарович Греф.

Президент Сбербанка Герман Греф, рассуждая о преимуществах и задачах предстоящей Agile-трансформации, отметил, что раньше Agile был способом написания программного кода, то сегодня – это способ существования всех организаций. «Но самое главное – это скорость. Требования так быстро меняются, мир так быстро меняется. И мы совершаем такое количество ошибок в традиционных технологиях, что мы с этим мириться не можем. Для того чтобы скорость поднять радикально, необходимо поменять всю систему управления и всю систему нашей с вами работы», – заявил президент Сбербанка.

Новая структура и модель управления должны обеспечивать радикальное сокращение продолжительности создания новых продуктов (time to market). Управленческие решения должны разрабатываться и приниматься с высокой скоростью, система управления должна стать дешевле, а инновационная деятельность – интенсивнее. Agile-подходы начали очень заметно проникать в технологии управления проектами. Руководители хотят иметь возможность быстро изменяться, чтобы подстраиваться под изменяющиеся требования рынка.

Кроме того, существует большой потенциал в направлении развития бимодальной (или точнее мультимодальной) организационной структуры. Это направление требует четкого разделения людей организации в каждом подразделении на тех, которые занимаются business run, и тех, которые отвечают за business change. Таким образом, делается акцент на то, что важно управлять процессами организации (business run), но может быть даже более важно управлять постоянными изменениями (business change) и создавать инновации. Для того чтобы уверенно достигать успехов в этом направлении, управлять изменениями нужно, используя проектный подход. Среди проектных подходов наиболее подходящим для этих целей является подход гибкого управления проектами,  т.е. agile.

Привычные подходы к управлению проектами кажутся очень основательными, долгими и дорогими и совсем не гибкими, т.е. совсем не такими, какими они должны быть во время перемен. Именно поэтому любые упоминания о гибких методологиях управления проектами сейчас активно приветствуются. Agile очень легко «продается» благодаря принципам, которые лежат в его основе. Утверждения agile-манифеста выглядят очень логичными и понятными и потому легко принимаются даже теми людьми, которые считают себя далекими от информационных технологий.

Основные ценности аджайл-манифеста:

  • люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;

  • работающий продукт важнее исчерпывающей документации;

  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;

  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Аджайл-организации обладают всеми инструментами, навыками и полномочиями для удовлетворения определенной потребности клиента. В частности, они используют гибкие методы разработки продукта, максимально автоматизируют процесс внедрения и используют как можно более адаптивные поддерживающие процессы (включая набор персонала, закупки или финансирование). Если попытаться сформулировать определение аджайл-организации, то это объединение максимально самодостаточных самоорганизующихся кросс-функциональных команд. В такую проектную команду входят люди из различных подразделений организации, которые в той или иной степени имеют отношение к решению стоящей проектной задачи: например, финансового отдела, HR-отдела, НИОКРа, ИТ-отдела, отдела продаж и т.д. Наличие в проектной команде специалистов с различными опытом и знаниями позволяет максимально полно и подробно рассмотреть и проанализировать задачу, ее потенциальные выгоды и риски, а также выбрать оптимальный вариант решения.

Краудсорсинг как средство экономии

Еще одним зарубежным понятием является «краудсорсинг». Это организация работы группы людей над какой-либо задачей ради достижения общих благ, образован от английских слов «толпа» и «аутсорсинг» – еще одного термина, обозначающего передачу части бизнес-процессов организации на обслуживание другой организации. Впервые слово «краудсорсинг», как считается, использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired.

Идея краудсорсинга, мягко говоря, не нова, однако лишь интернет сделал этот метод дешевым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний. Хауи утверждал, что развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Последнее обстоятельство, в свою очередь, сократило разрыв между профессионалами и любителями в разнообразных отраслях знаний. В результате организации получили возможность воспользоваться талантами «сетевой толпы» в своих целях, привлекая миллионы людей к работе над разнообразными задачами.

В целом, краудсорсинг – это инновационный способ добиться цели с наименьшими затратами за счет использования современного двустороннего спутникового канала связи (интернет) и объединения огромного интеллектуального потенциала большого числа людей, направленного на улучшение эффективности и повышение доходности, который позволяет за короткий промежуток времени порождать большое количество идей, проводить аналитику и принимать решение о справедливости той или иной идеи. Суть краудсорсинга заключается в том, чтобы из одной входящей идеи с помощью группы людей, объединенных общей целью, получить нужный для организации конечный продукт в виде решения, готового для реализации или внедрения.

Так или иначе, в основе краудсорсинга лежит принцип добровольности. Всю работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые любители, которые тратят свое свободное время на участие в тех или иных проектах (ищут, размещают, перепроверяют информацию, генерируют идеи, выполняют небольшие операции, координируют деятельность других и т.д.). Человек сам определяет, сколько времени и сил (иногда и собственных средств) он может тратить на участие в том или ином проекте. Для управляющих каким-либо предприятием краудсорсинг может быть полезен в том смысле, что идеи людей, т.е. потребителей товаров или услуг, могут сыграть большую роль в развитии предприятия. Краудсорсинг поможет людям показать и реализовать себя через различные идеи.

Краудсорсинг – это технология будущего. Сейчас самая успешная экономическая модель – это экономика знаний. А краудсорсинг как раз и является технологией не производства знаний, а их систематизации, поиска путей использования и разработки механизмов внедрения в жизнь. С развитием информационных технологий участие в краудсорсинговых проектах стало доступным каждому и повсеместно.

Чем же еще краудсорсинг может быть полезен бизнесу? Во-первых, используя краудсорсинг, мы привлекаем к разработке своих бизнес-идей большое количество людей по существенно меньшей цене, чем если бы решили воспользоваться услугами специальной фирмы, специализирующейся на оказании подобных услуг. Во-вторых, в таком случае мы демонстрируем потенциальным клиентам свою прозрачность и готовность к сотрудничеству, увеличивая их лояльность к организации.

3 типа краудсорсинга от Германа Грефа

Первый тип – это т.н. биржа идей, куда может отправить свои предложения каждый сотрудник Сбербанка. Как правило, идеи касаются повышения производительности труда либо снижения издержек. «Таким образом, за 2010 год мы сэкономили и заработали на 27,4 млрд руб. больше, чем в предыдущем году, – заявил президент, председатель правления банка. – И это эффект, который будет сохраняться из года в год. В текущем году эффект, который дали нам наши сотрудники в виде своих идей, уже примененных за девять месяцев, – 7 млрд руб. дополнительно». По прогнозам Германа Грефа, к концу текущего года совокупный эффект от краудсорсинга может составить 17 млрд руб.

Второй тип – это поиск перспективных людей, когда с помощью специальных технологий оценки персонала организация ищет самых талантливых сотрудников для того, чтобы продвигать их внутри организации. По словам Грефа, все 20 тыс. менеджеров банка прошли оценку, и теперь известен «потенциал каждого из них в деталях». Глава Сбербанка указал, что до конца этого года будет запущен проект, в рамках которого любой житель России сможет заявить о себе, и если он попадет в «зеленую зону», его примут на работу в банк.

Третий тип – благотворительность. «Это проект, совместный с благотворительным фондом для помощи детям, больным лейкемией, – сообщил он. – Мы выпустили совместную кредитную карту, которую получили миллионы наших клиентов. Определенная часть от каждой трансакции по такой карте перечисляется на счет фонда. Таким образом, в прошлом году мы собрали 250 млн руб. и порядка 9 млн долл.».

Как используют краудсорсинг РЖД и Lego?

ОАО «РЖД» создает возможность использовать интеллектуальный потенциал своих сотрудников. Создан проект «Есть Идея», куда поступают инициативы (предложения) по повышению производительности труда, снижению издержек, улучшению организации труда и тд. В компании уделяют большое внимание кадровому вопросу, поиску молодых и перспективных людей. Успешно проходят региональные, дорожные и общесетевые слеты молодежи, по итогам которых лучшие специалисты направляются на стажировки в ведущие железнодорожные организации Европы. Ежегодно проводится общесетевой конкурс молодежных инновационных проектов «Новое звено». В рамках конкурса создана корпоративная молодежная информационная система «4i». В результате стартовавшей по всей стране программы развития молодых управленцев отобраны перспективные молодые руководители, которые составили основу сообщества будущих лидеров организации «Команда 2030».

Lego пошла еще дальше в использовании возможностей «толпы». Эта организация использует энергию людей для разработки многих своих продуктов. Lego предлагает потребителям скачать специальную программу на компьютер и с помощью ее потребители могут спроектировать и построить свой собственный конструктор. Таким образом, организация получает достаточное количество новых вариантов конструктора, а также может точно узнать потребности клиентов, выявить тенденции и оценить потенциальную емкость рынка для каждого своего продукта. Сотрудники Lego говорят также, что использование такого способа контакта с потребителями позволило сократить стоимость разработки новых моделей конструктора до поразительно низкого уровня и при этом повысить удовлетворенность клиентов практически до 99,9%.