Главный бухгалтер работает по основному месту работы на полную ставку.
Может ли он одновременно работать в другой организации по совместительству на 0,5 ставки?
В силу ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.
Таким образом, в данном случае речь идет о внешнем совместительстве. Анализируя нормы главы 32 и других глав ТК, можно сделать вывод, что работа по совместительству может осуществляться:
- в свободное от основной работы время;
Справочно
Согласно ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь место основной работы – организация или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника;
- на условиях нового трудового договора;
- при отсутствии ограничений для работы по совместительству.
Предусмотренный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.
Кроме того, ст. 348 ТК содержит следующие ограничения работы по совместительству:
- не допускается занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством;
- запрещается работа по совместительству лиц моложе восемнадцати лет, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени;
- не допускается прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан.
Так, например, согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Таким образом, при соблюдении всех перечисленных условий главный бухгалтер организации может одновременно работать и в другой организации по совместительству на 0,5 ставки.
В.Г. Пасевич
Должны ли быть внесены в контракты все основания увольнения, указанные в Примерной форме контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 1999 г. № 1180, в т.ч. не применимые к определенным работникам (например, нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий)?
Нет, необязательно.
Вносить все основания увольнения, установленные Примерной формой контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180, если такие условия неприменимы к определенным работникам в связи с их трудовой функцией, нет необходимости.
При этом также установлены дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя (подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).
Контракт должен составляться для каждого работника индивидуально с учетом особенностей его должности (профессии) и выполняемой им трудовой функции.
Поэтому необязательно вносить в контракт, заключенный с работником, такое условие расторжения контракта по инициативе нанимателя, которое неприменимо в отношении должности (профессии) работника.
А.И. Штейнер
На вопросы отвечают:
Василий Григорьевич Пасевич, аудитор
Алексей Иванович Штейнер, юрист