Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Вопросы совместительства и увольнения

23.07.2019
Вопросы совместительства и увольнения

Главный бухгалтер работает по основному месту работы на полную ставку.
Может ли он одновременно работать в другой организации по совместительству на 0,5 ставки?
В силу ст. 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора. В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.

Таким образом, в данном случае речь идет о внешнем совместительстве. Анализируя нормы главы 32 и других глав ТК, можно сделать вывод, что работа по совместительству может осуществляться:
  • в свободное от основной работы время;

Справочно
Согласно ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь место основной работы – организация или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника;
  • на условиях нового трудового договора;
  • при отсутствии ограничений для работы по совместительству.
Одно из таких ограничений для главных бухгалтеров содержится в ст. 27 ТК, согласно которому запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Предусмотренный запрет может устанавливаться и в негосударственных организациях по решению собственника.
Кроме того, ст. 348 ТК содержит следующие ограничения работы по совместительству:
  • не допускается занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством;
  • запрещается работа по совместительству лиц моложе восемнадцати лет, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • не допускается прием по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан.
Для отдельных категорий работников ограничения по совместительству могут устанавливаться законодательством.
Так, например, согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Таким образом, при соблюдении всех перечисленных условий главный бухгалтер организации может одновременно работать и в другой организации по совместительству на 0,5 ставки.

В.Г. Пасевич



Должны ли быть внесены в контракты все основания увольнения, указанные в Примерной форме контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 1999 г. № 1180, в т.ч. не применимые к определенным работникам (например, нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий)?
Нет, необязательно.
Вносить все основания увольнения, установленные Примерной формой контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180, если такие условия неприменимы к определенным работникам в связи с их трудовой функцией, нет необходимости.

При этом также установлены дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя (подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Контракт должен составляться для каждого работника индивидуально с учетом особенностей его должности (профессии) и выполняемой им трудовой функции.

Поэтому необязательно вносить в контракт, заключенный с работником, такое условие расторжения контракта по инициативе нанимателя, которое неприменимо в отношении должности (профессии) работника.

А.И. Штейнер





На вопросы отвечают:
Василий Григорьевич Пасевичаудитор

Алексей Иванович Штейнер, юрист