Мотивация – это стимулы, побуждающие персонал выполнять определенные действия, профессиональные обязанности.
Основные задачи мотивации: побуждение работников к эффективному труду; удовлетворение базовых потребностей сотрудников; сведение текучести кадров к минимуму; повышение лояльности персонала.
Руководитель самостоятельно определяет приоритетные задачи развития системы мотивации персонала исходя из норм, стратегии развития кадровой сферы.
На сегодняшний день существует огромное множество способов мотивирования, однако кадровые службы чаще применяют:
- карьерный рост;
- материальное поощрение – повышение заработной платы, выплата премий, надбавок;
- учет мнений персонала при составлении графика работы, отпусков, планировании рабочего времени;
- предоставление возможности получения профильного образования, повышения квалификации, развития способностей;
- предоставление индивидуального рабочего места, парковочного места на стоянке, выделение персональных шкафчиков в раздевалке и т.д.;
- оснащение рабочих мест современным оборудованием;
- признание заслуг лучших работников, благодарности;
- предоставление дополнительных выходных дней;
- страхование жизни и здоровья;
- корпоративные мероприятия.
Таблица 1 — Карта мотиваторов



Стоит отметить, что положительная мотивация (от доброго слова до материального поощрения) намного результативнее отрицательной (агрессивной) мотивации. К примеру, когда аварийная ситуация: нервы накалены, работа на грани срыва и т.д. Что делать руководителю, как замотивировать персонал на качественное выполнение работы в стрессовой ситуации? Прежде всего руководителю следует проанализировать сложившуюся ситуацию, предложить или обсудить (если есть возможность) способы спасения аврала, но не обвинять подчиненных. Если управленец начнет угнетать персонал, морально давить, агрессивно подгонять, то у подчиненных не будет внутреннего желания, запала продолжать работу.
Представьте, что вам нужно написать отчет, но в этот момент начинает трезвонить телефон, в кабинет врываются недовольные посетители, везде шум, гам, крики. Вы сможете качественно выполнить работу? В подобной ситуации лучше мотивировать словом, говорите и обещайте: «Коллеги, я вас прошу, давайте вместе решим проблему! Я знаю, что все устали, но это наша работа! Ваш труд не останется без внимания, каждый получит вознаграждение». Также очень важно выполнить обещание о вознаграждении. Если руководитель до начала работы сказал подчиненным, что за хороший, качественный труд каждый сотрудник получит 3-4 дня отдыха, то нужно выполнить. Быть может, заработавшись, управленец забудет о сказанном, но коллектив же будет помнить. Если руководитель не выполнит обещания, в коллективе будет создана негативная обстановка, и реализация последующей работы в авральном режиме может быть полностью провалена.
При выборе форм и методов мотивирования работников следует исходить из реальных возможностей организации. Тщательный анализ применения возможных и посильных форм стимулирования позволит руководителю выбрать максимально эффективные методы мотивации персонала. Но начать следует с анкетирования персонала, узнать запрос.
Анкета для изучения потребностей работников
Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся Вашей работы. Ваши ответы позволят сделать правильные выводы об организации труда, мотивации. Но это, конечно, зависит от искренности, точности и полноты Ваших ответов. Конфиденциальность сохраняется.Инструкция: нужно выделить те пункты, которые выражают Ваше мнение. Если ответ не напечатан или если ни один из ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите все варианты возможных ответов.
Ваша специальность и занимаемая должность (вписать) ______________;
Образование: среднее, высшее, последипломное (нужное подчеркнуть);
- Пол: муж./жен. (нужное подчеркнуть);
- Возрастная категория: до 25 лет; от 26 до 35 лет; от 36 до 45 лет; 46-60 лет и старше (нужное подчеркнуть);
- Какие мотивы побуждают Вас к трудовой деятельности (отметьте любым знаком все устраивающие Вас варианты или впишите свои):
- для меня важна только заработная плата;
- вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы за год;
- другие поощрения и выплаты (премии);
- другие, не денежные вознаграждения (путевки, проездные билеты) ______________________________________;
- гарантии занятости (уверенность в занятости);
- обучение на различных курсах;
- гарантии социального характера (отпуск, поддержка при болезни);
- другие ______________________________________;
- планирую подняться по карьерной лестнице;
- хочу поменять свой должностной статус;
- хочу работать по другой специальности;
- многолетняя привычка работать в данном коллективе;
- возможность свободного и дружеского общения с коллегами по работе;
- ощущение своей нужности людям;
- другие ______________________________________;
- я считаю себя полезным работником коллектива, выполняющим необходимую работу;
- получаю удовольствие от работы;
- важно, что я могу самостоятельно принимать решения по рабочим вопросам;
- другие ______________________________________;
- потребность власти;
- потребность успеха (желание достичь успеха в профессиональной деятельности);
- потребность быть в коллективе;
- другие ______________________________________.

Выберите, пожалуйста, из перечисленных ниже характеристик работы 5 самых важных для Вас. Напротив самой важной для Вас характеристики поставьте цифру 1, менее важной 2, затем 3, 4, 5.

Данная анкета не является универсальной, рекомендуется модифицировать под собственные нужды.
Светлана Высоцкая, психолог, HR-менеджер