Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
HR и кадровая служба

Заключение трудового договора с руководителем организации, не являющимся единственным собственником имущества юридического лица

10.09.2018

В соответствии с частью первой ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом (организацией) на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами.


В то же время если трудовой договор (контракт) заключается с лицом, не являющимся собственником имущества частного предприятия, речь идет о регулировании индивидуальных трудовых отношений на основе трудового договора (контракта) с т.н. «внешним наемным руководителем».


В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица трудовой договор от его имени с руководителем заключают:


  • в хозяйственном обществе – председатель общего собрания участников, на котором был избран директор (генеральный директор), или иное физическое лицо (участник), уполномоченное решением общего собрания, или председатель совета директоров (наблюдательного совета), или иной его член, уполномоченный этим советом (ч. 5 ст. 54 Закона о хозобществах);
  • в унитарных предприятиях – собственник имущества унитарного предприятия или уполномоченный им орган (организация) (ч. 1 ст. 254 ТК).


В иных нормативных правовых актах могут быть также закреплены правила о заключении трудового договора с лицом, избранным (назначенным) руководителем соответствующей организационно-правовой формы юридического лица. Например, согласно абзацу седьмому части первой п. 43 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок», к исключительной компетенции общего собрания кооператива относится, в частности, избрание председателя правления кооператива. А в соответствии с абзацем девятым части первой п. 43 названного Положения к исключительной компетенции общего собрания относится также предоставление полномочий председателю общего собрания (собрания уполномоченных) на заключение трудового договора (контракта) с избранным председателем правления.


Необходимо отметить, что в развитие части первой ст. 254 ТК наиболее полно в законодательстве урегулирован порядок заключения трудового договора (контракта) с руководителями государственных организаций и организаций с долей собственности государства.


Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1994 г. № 82 «О заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений», Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и ТК принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций», которым утверждено Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций.


Согласно п. 2 указанного Положения контракты с руководителями государственных организаций, имущество которых находится в государственной собственности, заключаются в целях повышения ответственности руководителей за результаты деятельности возглавляемых ими организаций, совершенствования организации их труда, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя.


Контракт с руководителями государственных организаций заключается в письменной форме и подписывается, с одной стороны, уполномоченным в соответствии с законодательством собственником имущества организации, должностным лицом, государственным органом (организацией), а с другой стороны – лицом, назначаемым на должность руководителя организации. Контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. Конкретный срок контракта определяется по соглашению сторон. Контракт заключается в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон.


Установление в контракте условий, ухудшающих положение руководителя организации по сравнению с общими нормами законодательства о труде, кроме предусмотренных названным Положением, не допускается.


Стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и гарантии для руководителя организации, в т.ч. в случае досрочного расторжения контракта, и дополнительные условия, не ухудшающие положения руководителя по сравнению с законодательством.


В то же время на данный момент в большинстве случаев с руководителями как государственных, так и негосударственных организаций заключается контракт как одна из разновидностей регулирования трудовых отношений на определенный срок. Полагаем, что решение о заключении трудового контракта с руководителем организации, если обязательность заключения контракта не предусмотрена законодательством, должны принимать собственник имущества юридического лица (уполномоченное им лицо) и работник, т.е. назначенный либо принятый на должность руководителя гражданин.


В свою очередь, следует учитывать, что трудовой договор (контракт) является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о назначении руководителя организации на указанную должность.


В качестве образца приведем вариант протокола общего собрания хозяйственного общества об увольнении директора общества и назначении нового директора.

 

Общество с дополнительной

ответственностью «Таира»

(ОДО «Таира»)

 

ПРОТОКОЛ

25.10.2016 № 3

 

г. Гродно

 

внеочередного общего собрания

 

Присутствовали участники:

 

 

1. Кашинцев Матвей Егорович, обладающий 30% доли в уставном фонде.

2. Синкевич Валентина Болеславовна, обладающая 50% доли в уставном фонде.

3. Смелковский Геннадий Алексеевич, обладающий 20% доли в уставном фонде.

 

Все участники общего собрания уведомлены о его проведении в письменной форме посредством направления заказных писем с уведомлением, которые были подготовлены и направлены директором общества Стаиным Николаем Леонидовичем.

На собрании присутствуют все участники ОДО «Таира», обладающие в совокупности 100% голосов, что указывает на правомочность принятия решений по вопросам, касающимся деятельности хозяйственного общества.

Также на собрании с согласия учредителей присутствуют директор общества Стаин Николай Леонидович и гражданин Васько Сергей Павлович.

По решению участников ОДО «Таира» полномочия председателя собрания возложены на Смелковского Г.А., полномочия секретаря – на Кашинцева М.Е.

 

Повестка дня:

1. Рассмотрение заявления директора общества Стаина Н.Л. с просьбой об увольнении с работы.

2. Решение вопроса об избрании директора общества.

3. Принятие решения о заключении и установлении условий контракта с директором общества.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

Предложенную повестку дня утвердить.

 

Голосовали за предложенную повестку

дня:

«за» – единогласно;

 

«против» – нет;

 

«воздержались» – нет.

 

  1. СЛУШАЛИ:  

 

 

директора ОДО «Таира» Стаина Н.Л. – с заявлением от 20.10.2016 с просьбой о досрочном прекращении с ним срока действия ранее заключенного контракта по соглашению сторон.

 

ВЫСТУПИЛИ:  

 

Кашинцев М. Е, Синкевич В.Б., Смелковский Г.Б., которые предложили удовлетворить просьбу директора общества Стаина Н.Л. о досрочном прекращении с ним срока действия ранее заключенного контракта по соглашению сторон в соответствии с п. 1 части второй ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь – 31.10.2016.

 

ПОСТАНОВИЛИ:


1.      Удовлетворить просьбу директора ОДО «Таира» Стаина Н.Л. о досрочном прекращении с ним срока действия ранее заключенного контракта по соглашению сторон (п. 1 части второй ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь) – 31.10.2016.

 

Голосовали:                                                                                                                                                                                                                                               

«за» – единогласно;

 

«против» – нет;

 

«воздержались» – нет.

 

2.СЛУШАЛИ:  

 

Синкевич В.Б. – предложила директором ОДО «Таира» избрать Васько Сергея Павловича 1969 года рождения, имеющего два высших образования (БГЭУ – 1994 г., по специальности «бухгалтерский учет» с присвоением квалификации «бухгалтер»; Гродненский госуниверситет им. Я Купалы – 2010 г., по специальности «правоведение» с присвоением квалификации «юрист»). Кроме того, Васько С.П. имеет опыт работы более пяти лет в системе «Белагропромбанка», в Гродненской областной инспекции Министерства по налогам и сборам более 15 лет. С последнего места работы он представил положительную служебную характеристику.

Синкевич В.Б. предложила в случае положительного решения вопроса об избрании директором ОДО «Таира» заключить с Васько С.П. контракт сроком на 2 (два) года, что предусмотрено Уставом общества.

 

ВЫСТУПИЛИ:

 

Кашинцев М.Е. – охарактеризовал с положительной стороны Васько С.П. и предложил избрать его директором ОДО «Таира» с заключением контракта сроком

на 2 (два) года

 

Вопросов к Васько С.П. не поступило.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

2.      Избрать Васько Сергея Павловича директором ОДО «Таир» с заключением с ним контракта сроком на 2 (два) года на период с 01.11.2016 по 31.10.2018.

 

Голосовали:                                                                                                                                                                                                                                               

«за» – единогласно;

 

«против» – нет;

 

«воздержались» – нет.

 

3.СЛУШАЛИ:

 

Смелковского Г.А. – предложил руководствоваться при заключении контракта примерной формой контракта с руководителем государственной организации, установленной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июня 2007 г. № 87 «Об установлении примерной формы контракта с руководителем государственной организации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов», с внесенными изменениями и дополнениями и с учетом особенностей регулирования трудовых отношений, предусмотренных законодательством о хозяйственных обществах и закрепленных в уставе ОДО «Таира». При этом было предложено установить избранному директору общества Васько С.П. должностной оклад в размере 550 белорусских рублей и с учетом всех доплат, предусмотренных Положением о заработной плате директора ОДО «Таира», но без учета при этом налоговых и иных вычетов, установленных законодательством, определить общую сумму заработной платы за первый рабочий год в размере 950 белорусских рублей с последующим ее повышением на 50% от размера должностного оклада, но при условии, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности за календарный год общество как минимум за полугодие сработает с прибылью.

Кроме того, Смелковским Г.А. было предложено уполномочить Синкевич В.Б., обладающую 50% доли в уставном фонде общества, на подписание от имени общества трудового контракта с назначенным директором Васько С.П.

 

ВЫСТУПИЛИ:

 

Кашинцев М.Е., Синкевич В.Б. – одобрили предложение учредителя общества Смелковского Г.А.

Вопросов от избранного директором ОДО «Таира» Васько С.П. не поступило.

 

ПОСТАНОВИЛИ:

 

3.1. Установить избранному директору общества Васько С.П. должностной оклад в размере 550 белорусских рублей и с учетом всех доплат, предусмотренных Положением о заработной плате директора ОДО «Таира», но без учета при этом налоговых и иных вычетов, установленных законодательством, определить общую сумму заработной платы за первый рабочий год в размере 950 белорусских рублей с последующим ее повышением на 50% процентов от размера должностного оклада, но при условии, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности за календарный год общество как минимум за полугодие сработает с прибылью.

3.2. Уполномочить учредителя ОДО «Таира» Синкевич В.Б. на подписание от имени общества трудового контракта с назначенным директором Васько С.П.

 

Голосовали:                                                                                                                                                                                                                                               

«за» – единогласно;

 

«против» – нет;

 

«воздержались» – нет.

 

Председатель общего собрания                                                                       Подпись                                                                                                           

Г.А.Смелковский

Секретарь общего собрания                                                                   Подпись

М.Е.Кашинцев

 

Общие правила по оформлению протокола общего собрания, в т.ч. и протокола общего собрания учредителей (участников, акционеров) хозяйственного общества, в частности, закреплены в п. 12, 23, 46, 57, 73, 90, 103-108, 142 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4. Необходимо иметь в виду, что требования к протоколу общего собрания участников хозяйственного общества определены в ст. 47 Закона о хозобществах.


В хозяйственном обществе, где его учредителями (участниками) являются несколько лиц, может быть назначен директор из числа данных лиц. При этом порядок назначения руководителем организации в этом случае такой же, как и руководителя не из числа учредителей (участников) хозяйственного общества.


Если единственным собственником имущества организации является физическое или юридическое лицо, решение о назначении руководителя такой организации принимается собственником имущества этой организации или уполномоченным им лицом (органом). Например, хозяйственное общество может быть учредителем унитарного предприятия, которое действует на основании устава, утвержденного этим хозяйственным обществом.


Согласно части третьей ст. 9 Закона о хозобществах руководитель унитарного предприятия, учрежденного хозяйственным обществом, назначается хозяйственным обществом. Хозяйственное общество вправе установить порядок назначения руководителей учреждаемых им унитарных предприятий своим уставом.


В абзаце третьем части третьей ст. 33 Закона о хозобществах предусмотрено, что в хозяйственном обществе образуется исполнительный орган хозяйственного общества – коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) – в соответствии с Законом о хозобществах и уставом. При этом директор или генеральный директор хозяйственного общества, если он, к примеру, уполномочен на это уставом общества, имеет право принимать решения, касающиеся назначения на должность директора унитарного предприятия, учредителем которого является хозяйственное общество. В этой связи приведем пример решения директора хозяйственного общества о назначении руководителя унитарного предприятия, учредителем которого выступает хозяйственное общество.

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Аркада»

(ООО «Аркада»)

 

ПРИКАЗ

05.12.2016 № 25-к

г. Брест

 

О назначении директора унитарного

предприятия «Бытовые услуги»

 

В соответствии с полномочиями, предоставленными директору ООО «Аркада» уставом общества (подп. 3.2 гл. 3):

1. Назначить Семенова Виктора Михайловича директором унитарного предприятия «Бытовые услуги» и заключить с ним контракт сроком на 3 (три) года – на период с 7 декабря 2016 г. по 6 декабря 2019 г.

2. Семенову В.М. после заключения с ним контракта приступить к исполнению обязанностей директора унитарного предприятия «Бытовые услуги», издав приказ о вступлении в указанную должность.

 

Директор                        Подпись                                    В.К.Баланов

                                               

 

На заметку


В сокращенном наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указываются только слова «государственное предприятие»; частных унитарных предприятий, имущество которых находится в частной собственности физического лица, – «частное предприятие»; частных унитарных предприятий, имущество которых находится в частной собственности юридического лица, – «унитарное предприятие», а также специальное наименование. В сокращенном наименовании указание в виде аббревиатуры организационно-правовой формы таких предприятий не допускается (под. 1.12 п. 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц»).

 

В законодательстве не получил закрепления вопрос о том, что назначению на должность (приему на работу) директора, например, унитарного предприятия или ООО, ОДО, АО (ОАО, ЗАО), предшествует волеизъявление лица, претендующего на должность руководителя. Такое волеизъявление может быть выражено в заявлении о приеме на работу (переводе с другой должности и т.д.), адресованном в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит решение вопроса о назначении руководителя. Для унитарного предприятия таким органом является собственник имущества (учредитель), для хозяйственных обществ (ООО, ОДО) – общее собрание участников либо наблюдательный совет (совет директоров), для акционерных обществ (ОАО, ЗАО) – собрание акционеров либо наблюдательный совет (совет директоров).


В учредительных документах, локальных нормативных правовых актах организаций, где учредителями являются несколько лиц, может быть установлен порядок согласования кандидатур для назначения на должность руководителя организации. В свою очередь, согласно части второй ст. 254 ТК собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).


Вместе с тем необходимо отметить, что в ст. 24 ТК установлено правило, согласно которому в определенных ТК и иными актами законодательства о труде случаях заключению трудового договора могут предшествовать такие мероприятия, как проведение конкурса, избрание на должность, иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность претендующего на соответствующую работу, должность. Для их проведения целесообразно в локальных нормативных правовых актах определить случаи и порядок их проведения. К иным мероприятиям, которые не получили своего уточнения в приведенной норме, как правило, относят: квалификационный экзамен, тестирование, стажировку и пр.


Случаи проведения указанных в ст. 24 ТК мероприятий могут быть связаны с выполнением любой работы или занятием любой должности.


Что касается непосредственно применения части второй ст. 254 ТК на практике, то вполне очевидно, что сам порядок проведения конкурса может быть принят в виде отдельного документа, который и будет являться локальным нормативным правовым актом, разрешающим эти процедурные вопросы.


Следует также отметить, что если заключению трудового договора с руководителем организации предшествовал конкурс, то в такой договор нельзя включать условие об установлении испытательного срока. Это напрямую следует из требования, содержащегося в п. 7 части пятой ст. 28 ТК, согласно которому предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов.


Законодательством для назначения на некоторые руководящие должности может предусматриваться порядок согласования кандидатур. Так, например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 752 «О порядке согласования кандидатур на должности руководителей некоторых организаций» определено следующее:


- для согласования кандидатур на должности назначаемых республиканскими органами государственного управления руководителей организаций, имущество которых находится в республиканской собственности или коммунальной собственности областей, города Минска, иных организаций в соответствии с законодательством, руководители республиканских органов государственного управления направляют в соответствующие областной, Минский городской исполнительные комитеты представления по установленной форме;

- председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов в месячный срок со дня поступления представления с прилагаемыми документами обеспечивают согласование кандидатур на должности руководителей, в т.ч. председателями районных, городских исполнительных комитетов, если такое согласование требуется, и направление в республиканский орган государственного управления письма о согласовании кандидатуры на должность руководителя.


Александр Владимирович БАРАНАШНИК,

юрист