Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
ПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Маркетинг, продажи

Плюсы и минусы сэмплинга

14.05.2019
Затратно, но эффективно!
Когда страдает эффективность
Перекрестная промоция, перекрестные продажи



Семплинг (от англ. sampling) – промоакция по бесплатной раздаче «семплов» – образцов товара, тестеров, «пробников», аксессуаров и расходников для основного продукта. Семплинг дает возможность потенциальному клиенту не только узнать больше о товаре, не покупая его целиком, но и попробовать часть предлагаемой продукции. Суть семплинга заключается в том, чтобы потребитель получил возможность сам оценить продукцию по вкусу, запаху, неким качествам, не покупая ее, что повышает осведомленность покупателя и влияет на принятое им решение о покупке. Именно поэтому данные промоакции проводятся рядом с местом продажи продвигаемой продукции, что значительно усиливает эффект спонтанной покупки. 


Затратно, но эффективно!

С помощью семплинга маркетеры и продавцы дают возможность попробовать их товар, ознакомиться с ним бесплатно. Люди верят не столько рекламе, сколько своим личным ощущениям, поэтому возможность попробовать товар бесплатно – очень заманчивое предложение. Если человеку поступает предложение на таких условиях, тогда есть большая вероятность, что он купит этот товар на месте только из-за этого. Но это влияет по большей части на товары повседневного спроса.

Семплинг часто помогает принять решение о покупке многим потребителям. Причем чаще всего покупка совершается конкретно там, где происходили презентация и дегустация товара. Кроме того, некоторые покупатели купят этот товар повторно. Выделяют следующие его виды:
  • Wet sampling – потребителям предлагают продегустировать продукт на месте.
  • Dry sampling – покупателю рассказывают о товаре, а пробник он берет домой. 
  • Horeca – семплинг алкогольных напитков и сигарет в ресторанах и барах. 
  • Pack swap – обмен полупустых пачек одноименного товара на полные упаковки продвигаемого продукта.
Акции чаще всего проводятся  в торговых залах, где устанавливается стенд, за которым стоят промоутеры и привлекают внимание покупателей.

Хоть семплинг пользуется возрастающей популярностью во всем мире, прежде чем принимать решение о запуске подобной акции, нужно хорошенько подумать. Сначала необходимо понять, какую цель вы преследуете. 
Обязательно просчитайте, можно ли достичь таких же целей другими способами, т.к. семплинг связан с высокими затратами. Не следует забывать о таких «финансовоемких» затратах, как найм промоутеров, покупка оборудования и расход самого продукта. Очень важно контролировать сам процесс, т.к. промоутеры должны удерживать внимание целевой аудитории, а не раздавать товар всем подряд. В другом случае можно понести значительные потери.


Когда страдает эффективность...

Можно выделить следующие очевидные преимущества семплинга:
  • обеспечение появления на рынке абсолютно новой марки товара;
  • возможность переманить внимание с товаров конкурентов на свои товары;
  • стремление ознакомить потребителей с данным товаром;
  • рост продаж на отдельной торговой точке.
Семплинг дает хорошую возможность продать свой товар даже тем, кто не планировал его покупать, и даже есть вероятность, что эти покупатели станут в итоге постоянными.

Недостатки семплинга:
  • большое количество продукции раздается бесплатно;
  • привлечение большого количества промоутеров;
  • необходимость просчитать объем товара, который должен присутствовать на каждой торговой точке.
Неэффективность данного метода в конкретном случае может стать причиной его неправильного использования. Совершаются следующие распространенные ошибки:
  1. Некачественное обучение промоутеров. Очень важно не только найти людей, но и объяснить, в чем заключается их работа. Часто цели компании и промоутеров совсем разные. Компания прежде всего стремится получить постоянных клиентов, а промоутер хочет лишь быстрее раздать всю продукцию. По этой причине важно проводить специальные тренинги, где промоутерам разъясняются их задачи.
  2. Продвигаемый товар отсутствует на полках, и его невозможно купить при всем желании.
  3. Особенности поведения промоутера часто могут отпугивать потенциальных покупателей. Чрезмерная навязчивость или равнодушие не должны присутствовать в промокампании.
  4. Необходимость продумывания места и времени акции. Ведь нужно конкретно знать, что именно сейчас, в этом месте находится целевая аудитория.
  5. Оформление самой стойки и внешний вид человека, который за ней стоит. Это также очень важно для успеха рекламной акции.
Многие маркетеры и продавцы придерживаются мнения, что семплинг не должен быть отдельным мероприятием, т.к. он эффективен только в совокупности с хорошей рекламной кампанией. Однако при правильно организованной акции он однозначно будет способствовать росту продаж в конкретной точке.


Перекрестная промоция, перекрестные продажи

На сегодняшний день семплинг является крайне распространенным маркетинговым ходом. Предприятия вкладывают огромные суммы на реализацию данных акций. При этом, несмотря на его распространенность и устойчивость со стороны увеличения прибыли, семплинг – одна из наиболее неподатливых изменениям промоакций. Сделать раздачу пробников как можно необычной, тем самым привлекая еще больше внимания к продукции фирмы, становится все более сложно в условиях жесткой рыночной конкуренции за влияние на потребителя. Креативность в разработке и осуществлении акций такого типа и вызванные после их проведения, желательно положительные, эмоции являются основными факторами, помогающими в достижении наибольшего успеха в семплинге.

Как пример креативного семплинга можно выделить промоакцию бренда AnthonBerg. В аэропорту Копенгагена был установлен крайне необычный автомат с последней шоколадной новинкой данного бренда. По замыслу маркетологов шоколад раздавался бесплатно людям в зале ожидания. Необычность данного аппарата заключалась в том, что шоколад выдавался не фиксированными порциями в руки, а в зависимости от мест на борту самолета. Люди, летевшие бизнес-классом, получали по одной плитке шоколада, в то время как летевшие в менее комфортных условиях получали их больше. Замысел маркетологов состоял в том, чтобы каким-то способом компенсировать людям неудобства в связи с перелетом за счет поднятого шоколадом настроения. Сделав упор на эмоциональную составляющую в проведении данной акции, они значительно повысили объем купленной продукции данного бренда, правильно подав и развив идею собственной корпоративной философии, основанной на щедрости.  

На современном этапе развития семплинга можно сделать вывод: несмотря на то, что данный вид маркетинга является важной составляющей в стимулировании продаж, и его широкую применяемость, он был и остается сильно консервативным направлением маркетинга. Отсутствие креативного подхода к реализации данной акции в совокупности с развитием конкуренции только в вопросах масштаба, повышением эффективности других рекламных акций, а также снижением платежеспособности населения характеризует низкий уровень семплинга на мировой арене. Тем не менее он остается одним из широко распространенных маркетинговых ходов, позволяя значительно увеличить объемы продажи при умелом перекрещивании с другими рекламными акциями. 


Эмма Мойсеевич,
Карина Хотак
Наталья Хохлова