Цифровая самодостаточность российского медиабизнеса и СМИ: дискуссия экспертов на ПМЭФ

0 134

Топ-менеджеры крупных холдингов и компаний обсудили медиатренды 2023 года

1

В рамках ПМЭФ-2023 состоялась сессия «Устойчивость и развитие медиабизнеса и СМИ в России: как стать самодостаточными в области цифровых технологий». Ее модерировала Ольга Барская, вице-президент по развитию бизнеса

Цифровая самодостаточность российского медиабизнеса и СМИ: дискуссия экспертов на ПМЭФ

OMD OM Group . Проблемы и задачи, настоящее и будущее российской «медийки» обсуждали главный технический директор Okko Иван Карев, гендиректор

Цифровая самодостаточность российского медиабизнеса и СМИ: дискуссия экспертов на ПМЭФ

Медиагруппа «Красный квадрат» Илья Кривицкий, директор по диджитал-стратегии и маркетингу

Цифровая самодостаточность российского медиабизнеса и СМИ: дискуссия экспертов на ПМЭФ

Gallery Марина Сурыгина, вице-президент по технологиям и разработке, главный технический директор

Цифровая самодостаточность российского медиабизнеса и СМИ: дискуссия экспертов на ПМЭФ

VK Александр Тоболь, руководитель Ruptly Динара Токтосунова и директор по цифровому развитию «Российской газеты» Максим Чагин.

«Российская газета»: перешли на отечественный софт после кибератак

Одно из самых охватных СМИ страны столкнулось с хакерскими атаками. Сначала они были спонтанными и незначительными, но со временем усилились, вспоминает Максим Чагин. Кибератаки шли по двум направлениям: DDoS и взлом системы на уровне приложений. DDoS-атаки привели к временной блокировке по региональному признаку, а в случае со вторым типом хакерской активности пришлось создать несколько дополнительных сервисов, поскольку комментарии и личные кабинеты заполнил спам.

Защита от DDoS — сложная задача, которая требует комплексных решений, объяснил Чагин. У «Российской газеты» была защита, но ее качество не устраивало коллектив РГ. Поэтому команда СМИ обратила пристальное внимание на отечественные продукты.

Максим Чагин, директор по цифровому развитию «Российской газеты»:

Оказалось, вариантов много. В сентябре 2000 года приняли первую доктрину информационной безопасности, а в декабре 2016-го вступила в силу ее вторая версия, в основе которой — идея импортозамещения. Здесь работает поддержка компаний, которые осуществляют разработку, правовое обеспечение, связанное с информационной безопасностью; ведут научно-образовательную деятельность и другое. Эта поддержка действительно работает. Кибербезопасность в России как продукт на действительно хорошем уровне.

СМИ уже 10 месяцев работает с отечественным облачным решением и больше не сталкивается с проблемами.

Gallery: операторы наружной рекламы превратились в IT-компании

По данным Admetrix, в 2022 году отрасль цифровой наружной рекламы (DOOH) выросла на 24%, а в I квартале 2023-го — более чем на 40%. Наружная реклама долгое время была стагнирующим импортозависимым медиа, пояснила Марина Сурыгина. Операторы использовали преимущественно зарубежное ПО, а первые цифровые экраны использовались, по сути, для статических креативов — просто с возможностью разместить как можно большее число рекламодателей.

Пандемия обнажила востребованность именно цифровых размещений, продолжила Сурыгина. Горизонт планирования рекламных кампаний сильно сузился, и цифровые экраны с их возможностью быстрого запуска и завершения кампаний обрели популярность. В городах с наибольшим количеством цифровых носителей рынок практически не просел, подчеркнула Сурыгина. Активная цифровизация продолжилась, и вместе с ней в наружку пришли большие данные и интернет-технологии.

Импортное ПО не позволяло быстро внедрять новые цифровые продукты и было очень дорогим, поэтому рынок наружной рекламы стал переходить на отечественные разработки. Остальное ПО начали разрабатывать как независимые производители, так и сами операторы, превратившись из источника инвентаря в IT-компании.

Марина Сурыгина, директор по диджитал-стратегии и маркетингу крупнейшего цифрового оператора наружной рекламы Gallery:

2022 год поменял ландшафт рекламодателей наружной рекламы: сильно нарастили свою долю интернет-гиганты, размещаться стали разработчики ПО, а главное — в «наружку» пришел малый и средний бизнес. Предприниматели привыкли размещаться в интернете, им нужен удобный онлайн-сервис, новые рекламные продукты и широкая география размещений. Поэтому прошлый год можно считать началом развития рекламных сетей (SSP) в наружной рекламе.

Что касается кибербезопасности, основной причиной взлома был и остается именно человеческий фактор, отметила Сурыгина. «Нигде в мире не было готового решения, способного в круглосуточном режиме отслеживать все элементы конструкции (компьютер, экран, камеру, WiFi-ловушку), оперативно их отключать и перезагружать. Поэтому Gallery разработал аппаратно-программный комплекс мониторинга рекламных конструкций. Помимо задач по кибербезопасности, система распознает неработающие панели и следит за качеством изображения», — рассказала она.

Комплекс мониторинга включает полностью спроектированную инженерами Gallery плату, собственное ПО — как прошивку плат, так и рабочее место техника. Плата контролирует все показатели рекламной конструкций, включая тепловые, электрические, автоматически отключает конструкцию в случае прямого доступа; сама создает в системе инциденты и позволяет удаленно перезагружать и отключать все элементы рекламной конструкции. Система распознает неработающие панели и следит за качеством изображения, при зависании компьютера автоматически перезагружает его.

«Красный квадрат»: ключ к самодостаточности — в вариативности контента

Раньше у «Красного квадрата» была стратегия фокусирования на одной платформе. Но за последний год она поменялась: сейчас во главе угла мультиплатформенность, поделился Илья Кривицкий. Теперь КК делится контентом в VK, Rutube, Telegram и «Дзене». Этот шаг позволил за последние 11 месяцев увеличить охват втрое.

Илья Кривицкий, гендиректор медиагруппы «Красный квадрат»:

Если ваша компания работает с «VK Клипами», надо думать, как загружать и продвигать материалы именно там; если с Rutube — нужно адаптировать контент под эту площадку. Такой подход быстро дает плоды. В VK, кстати, хорошо работает микс онлайна и офлайна: мы убедились в этом по ходу совместных проектов с Московской неделей моды, Международным форумом моды и дизайна, Музеем Москвы, Государственным историческим музеем.

Кастомизация контента требует немало ресурсов, но отдача того стоит. Эффект растет в геометрической прогрессии, притягивая все больше аудитории, уверен Кривицкий.

Что касается ИИ-технологий, они помогают медиагруппе в создании визуального и текстового контента. Но в вопросах работы над текстами предстоит длительный двусторонний процесс обучения — и искусственного интеллекта, и людей. В ответе на вопрос Ольги Барской касаемо проблем в использовании ИИ Кривицкий выделил лишь невозможность помощи в творческой работе. «Технологии не помогают креативить», — подчеркнул Кривицкий.

Okko: независимость в цифровой инфраструктуре

Okko кратно увеличили команду и стали часть инфраструктуры создавать внутри компании, а другую запускать в облаке «с партнёрами по экосистеме». За прошлый год онлайн-кинотеатр запустил много новых продуктовых сценариев с точки зрения системы рекомендаций, отметил Карев. «Технологически мы самодостаточны: не зависим от западных компаний с точки зрения инфраструктуры», — отметил Карев.

Иван Карев, главный технический директор Okko:

Самым трудоемким аспектом нашей работы стали рекомендации. Сейчас любой онлайн-сервис во многом зависит от того, как выстроены алгоритмы рекомендаций, и для нас это была самая сложная часть, поскольку у нас была не очень большая команда, а вся инфраструктура была в облаке Amazon. Мы понимали: что-то может случиться. И готовились. Но в момент, когда нам сказали, мол, да, у вас скоро законится аккаунт, мы понимали, что предстоит очень много работы.

На вопрос Барской, каким будет онлайн-кинотеатр будущего, Карев ответил, что изменения коснутся главным образом продуктовой части — онлайн-кинотеатры превратятся в сервисы развлечений, где можно будет «и смотреть, и слушать, и играть».

Ruptly: сразу «поженили» контент и технологии

Продукты видеоагентства в России стали более востребованными на фоне ухода западных игроков, отметила Динара Токтосунова. Для новостного видеоагентства 10 лет — маленький срок. Конкурентам Ruptly, как правило, более 100 лет, напомнила Токтосунова.

Динара Токтосунова, руководитель Ruptly:

Мы должны были ворваться на медиарынок, поэтому «поженили» медиаконтент с технологиями. Сразу создавались как высокотехнологичная компания, зарабатывали собственные возможности видеостриминга и монетизации покупки прав.

В апреле 2022 года YouTube без предупреждения удалил все видео Ruptly (более 150 тыс. роликов). Но подписанные договоры и «очень хорошие человеческие отношения с двумя большими провайдерами и хостингами» помогли агентству сориентироваться за сутки: с тех пор Ruptly хранит контент на двух площадках. Немаловажным фактором устойчивости для видеоагентства стала собственная технология автоматического лицензирования контента. «Эта система спасла нас, позволив пережить уход международных клиентов», — призналась Токтосунова.

VK: всегда использовали только собственные разработки

Компания активно инвестирует в собственные технологии, рассказал Александр Тоболь. С 2007 года VK живёт внутренними разработками — от баз данных и языка программирования до системы защиты от DDoS. Мощность последних атак, которые выдерживал VK, достигала 35 млн запросов в секунду. «Если говорить про DDoS, он у нас просто перманентный», — смеется Тоболь.

Александр Тоболь, главный технический директор VK:

VK входит в топ-10 приложений, генерирующих трафик. На протяжении многих лет мы учились масштабироваться, и можем в любой момент вырасти кратно. Сейчас наша мировая аудитория 104 млн, мы можем в любой момент вырасти в полтора-два раза, у нас для этого есть все технические возможности.

Сегмент, который драйвит развитие VK с точки зрения ведения медиабизнеса, — видео. Суммарно почти 6 ТБ: это, вероятно, 20−30% всего трафика в России, рассуждает Тоболь. В этот канал компания инвестировала последние 10 лет и сейчас скорее «получает дивиденды». В частности, «VK Клипы» показывают двукратный рост ежегодно. По части видео у VK «много собственных технологий»: например, по улучшению качества изображений, а также дипфейки.

21 Июн Судебные приставы списали все средства со счетов российского подразделения Google 21 Июн ООО «Аструм» выкупило 50% разработчика видеоигр «Фабрика развлечений»

Источник: www.sostav.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.